В каждом Отечестве есть свой пророк

В Минске создана общественная организация «Диалог Евразия»

В Минске создана общественная организация «Диалог Евразия»


Торжественная презентация ОО «Диалог Евразия» состоится 27 марта. Таким образом, наша страна пополнила ряды тех стран, а их уже более десятка в мире, где действует общественная организация, стремящаяся к объединению представителей интеллигенции и народов центральной части евразийского региона. В широком понимании Евразия — это соединение Европы и Азии. Понятно внимание учредителей одноименной организации к нашей стране, находящейся посередине этой геополитической связки.


Странное дело — казалось бы, все мы живем в одной глобальной «деревне», телевидение и Интернет в мгновение ока разносят все мировые новости, но... Избыток информации еще не означает подлинного узнавания. По–настоящему люди узнают друг о друге только во время общения.


Как гласит слоган, отпечатанный на приглашении на торжественное открытие ОО «Диалог Евразия»: «Диалог начинается с «ДА!» («ДА» — это краткое название организации, возникшее из первых букв турецких слов Diyalog Avrasya). Об этом и наша беседа с генеральным директором турецкого культурного центра «Достлук» Ихсаном Дилекчи.


— Ихсан, в Беларуси уже достаточно хорошо известна ваша организация «Достлук», что в переводе с турецкого означает «дружба», немало сделавшая для сближения и понимания турецких и белорусских граждан... Организация «ДА» расширяет круг участников цивилизационного диалога?


— Да, она охватывает весь евразийский регион, народы которого говорят на русском и тюркских языках. Идея создания такой организации появилась в 1998 году во время Международного форума писательских и журналистских организаций Евразии. Так что в каком–то смысле ее можно назвать объединением властителей умов. Сегодня «ДА» действует в 12 странах. Она объединяет интеллигенцию стран Евразии, способную вести настоящий культурный, мировоззренческий диалог. Мы ставим перед собой цель развития диалога через призму толерантности и уважения.


У турков есть хорошая поговорка, которая гласит: «Человек — враг того, чего не знает». Американский политолог Хантигтон написал целый труд о борьбе цивилизаций, имея в виду мусульман и христиан. Но почему обязательно должно быть столкновение? Турецкий писатель и философ Фетхуллах Гюлен показывает альтернативу. Пусть будет мир. Пусть будет диалог. Пусть будут любовь и взаимопонимание между цивилизациями. Но для этого надо много работать.


Конечно, разрушать проще. Гораздо труднее что–то построить... Я приведу пример. У нас есть мечеть Сулеймание, построенная по приказу османского падишаха Султана Сулеймана Законодателя. Чтобы разрушить этот шедевр, достаточно нанять двоих работников и оборудование — и за два дня на этом месте будут руины. А чтобы ее создать, нужен был гениальный архитектор Синан и годы работы... Так вот наша организация и ставит задачу объединения таких Синанов из всех сфер духовной и интеллектуальной жизни. И работать, чтобы через диалог создавать более гармоничный мир.


— А какое влияние оказал на организацию «Диалог Евразия» известный мусульманский ученый–богослов, мыслитель, писатель Гюлен, которого часто цитируют деятели «ДА»?


— На моей родине Фетхуллах Гюлен является одним из самых авторитетных лидеров общественного мнения. Его усилия привели к появлению движения Гюлена, а также хорошо известных в мире «Школ Гюлена». Современное профессиональное образование в таких школах сочетается с формированием у учеников нравственных ценностей.


Кстати, в ходе опроса, организованного британским журналом Prospect и американским изданием Foreign Policy, Гюлен занял первую строчку в списке 100 ведущих интеллектуалов мира, живущих на сегодняшний день.


Гюлен активно пропагандирует взаимосвязанные между собой толерантность, прощение и повиновение, считая их главными этическими ценностями ислама. О самом болезненном из всех связанных с исламом вопросов — терроризме — Гюлен сказал так: «Истинный мусульманин не может быть террористом, а террорист — мусульманином...»


— Но ведь к Гюлену неоднозначное отношение и в самой Турции: одни им восхищаются, а другие боятся, что он хочет создать в Турции теократическое государство...


— Люди, которые выше обычных стандартов, которые не умещаются в обычные рамки, часто наталкиваются на сопротивление. Так, для фундаменталистов Гюлен — «мягкий мусульманин», а приверженцы светского общества упрекают его в контактах с Папой Римским, дескать, это дело государственных людей... И то и другое — крайности. Самое главное то, что народ хорошо понимает воззрения этого общественного деятеля. Как вы знаете, в нашей стране вплоть до конца XX века случались серьезные столкновения между различными слоями. Кто–то постоянно боролся за коммунизм, кто–то был фашистом, кто–то — фундаменталистом... И среди людей образовался некий разрыв, враждебный вакуум между различными слоями общества. К сожалению, турецкая интеллигенция не смогла преодолеть этот раскол. Интеллектуалы получали отличное образование в западных странах, хорошо знали мир, но не говорили на одном языке с народом, да и не знали его. Диалог в Турции, я считаю, удалось наладить, в первую очередь, писателю и теологу Гюлену.


— Легко понять, почему идеи Гюлена и платформа «ДА» в целом нашли отклик в Казахстане, Азербайджане, других евразийских странах. Даже в России, стране мусульманско–христианской. Но Беларусь — чисто европейское государство. Наверное, «Диалог Евразия» в Беларуси будет строиться несколько по–другому. Мне лично видится это в геополитическом ключе — как мост из Азии в Европу через Беларусь...


— Я считаю, через Евразию нам пора выходить в мир. На прошлых съездах было принято решение приглашать Китай и Индию в качестве наблюдателей. Диалог в Евразии идет на русском и тюркских языках.


27 марта торжественное открытие «Диалога Евразия» состоится в Минске.


— А как турки относятся к идее вступления в Евросоюз?


— 70 — 80 процентов турецкого населения высказывается за вхождение в Европейский союз. Движение Гюлена помогает этому процессу. Например, в таком важном деле, как интеграция турков, которых в Европе около 5 миллионов. Первоначально туда в поисках работы выезжали люди без профессии, необразованные. Эти люди, чтобы сохранить свои обычаи и культуру, замыкались и не хотели войти в западное общество. Бывает, человек 40 лет прожил в Германии и никогда к соседу не зашел... Фетхуллах Гюлен сказал таким людям, например, живущим среди немцев: да, вы турки, но вы живете здесь, так что пора бы уже болеть и за «команду Германии». В прошлом году премьер–министр Голландии сказал, что движение Гюлена очень полезно для диалога цивилизаций.


— А вот во время скандала, связанного с карикатурами на пророка, случилось как раз опасное столкновение. Какую позицию заняла тогда организация «ДА»?


— Конечно, подобные карикатуры делать нехорошо. Но и сказать об этом надо было красиво. В диалоге. А не выходить на улицы и громить машины. Тогда сработало чувство толпы. Надо проводить конференции, симпозиумы, встречи. Надо рассказывать о своих ценностях. У каждого есть свой пророк. Надо уважать друг друга.


— Традиции надо не только уважать, но и понимать. У нас, например, не все понимают, зачем надо резать на площади барашка, многих это шокирует...


— Жертвоприношение — это наш общий праздник, потому что данный обычай идет от пророка Авраама, который считается отцом трех религий — мусульманства, христианства и иудаизма. Но я согласен с тем, что этот обряд надо проводить так, чтобы не беспокоить других. Но еще важнее, чтобы люди знали: суть праздника — социальная поддержка. Ведь барашка затем делят и по обычаю третью часть всегда отдают бедным.


— Кстати, разделение на бедных и богатых тоже мешает диалогу. Не только различия в культуре и конфессиях вызывают порой противоречия, но еще сильнее — различия в уровне жизни.


— Знаете, наша народная культура очень помогает избежать таких конфликтов. Когда в 2000 году в нашей стране произошел очень серьезный экономический кризис, все ожидали, что в Турции будет, как и в Аргентине. Дефолт, голодные бунты. Но этого не случилось. Потому что в Турции очень много таких фондов, которые постоянно помогают бедным. В движении Гюлена участвует один из самых крупных гуманитарных фондов — «Кимсэйокму». Он работает по всему миру.


Наши мыслители называют три причины упадка во всех обществах. Это бедность, невежество и нехватка диалога. Все проблемы исходят из этого. Поэтому надо решать их одновременно. И в первую очередь надо развиваться экономически. У нас в стране создана конфедерация среднего и малого бизнеса «Тускон», в которую входят 12 тысяч предпринимателей, она самая большая в Турции. В июне в Стамбуле состоится экономический форум, на который приглашены представители 150 стран.


Кстати, министр торговли Турции пригласил на этот форум и представителей аналогичного министерства из Беларуси. Мы будем вместе вырабатывать стратегию и проекты, способствующие социальному, экономическому и культурному развитию объединяющего нас региона.


— Спасибо за беседу!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Louis Vuitton
На самом деле среди арабов и мусульман очень много толковых и хорошо воспитанных людей. Мне в свое время довелось жить в одном общежитии с афганцами. И вы знаете, очень много нового и интересного узнал. Представьте себе, славянин в исламском море. Меня мои соседи в шутку называли "шурави". Именно так их родители советских военных советников называли. <br /><br />Очень даже адекватные ребята. Образованные. Толковые. Но другие. Однозначно культура, воспитание, религия , мировоззрение - все другие. Но от этого плохими или отрицательными они не стали. <br /><br />Хорошо, что в Беларуси такая организация появилась. В историю Беларуси золотые страницы вписали татары, тоже, кстати, мусульмане. Почему бы не достичь подобных успехов азербайджанцам, туркам, иранцам? <br /><br />Белорусское общество толерантно. Мы открыты для всего нового, а раз так, то перспективы развития у подобных организаций очень хорошие.
Камил
Хорошая статья, хорошие новости - и вообще замечательный народ - белорусы. <br /> <br />
Вообще-то, татарам (и вообще тюркам), белорусам и русским первым делом надобно объективно и полно разобраться в их обшей подлинной истории. Ведь романовская западническая “история России”, каковую мы ныне имеем, была сочинена для нас чужими – это отмечают многие независимые историки-исследователи – как \"славянские\", так и “тюркские”. <br /> <br />
Относительно подлинной истории татар России, теснейшим образом взаимосвязанной с историей Евразии в целом, предлагаю прочитать работы ученика и последователя Л.Н. Гумилева, татарского историка и писателя Гали Еникеева, который ведет свои исследования независимо от постулатов романовских и “восточных” историков, очерняющих наших предков и противопоставляющих их в прошлом, дабы противопоставить нас в настоящем и в будущем. <br /> <br />
Главы из книг Г. Еникеева, отзывы и рецензии на них см. на сайте Татары Евразии (подлинная история):   http://tartareurasia.ucoz.com/pub l
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости