5 -12 октября в Минске пройдет Генеральная ассамблея Международной электротехнической комиссии

В карете прошлого далеко не уедешь

Проснуться отечественную промышленность призвал недавно председатель Государственного комитета по стандартизации Виктор Назаренко. 5—12 октября в Минске пройдет Генеральная ассамблея Международной электротехнической комиссии (МЭК), на мероприятие приедут 900 гостей из 75 стран. Все — люди с международным техническим именем, среди них немало представителей топ-менеджмента ведущих транснациональных корпораций. Фактически эти специалисты определяют развитие мировой электротехнической политики: начиная от разработки стандартов до их внедрения на производстве. Обычно генеральные ассамблеи проходят в самых развитых странах с передовой промышленностью: в США, Южной Корее, Японии… Беларуси удалось пробиться в число государств, имеющих честь принять такое меро-   приятие. Специалисты и промышленники из соседних стран взирают на Минск с завистью: Генеральная ассамблея — мощнейшая площадка для инвестиционных переговоров. Но, увы, руководители отечественных предприятий раскачиваются слабо. На участие в ассамблее пока зарегистрировалось 130 белорусских участников. В подавляющем большинстве — ученые, сотрудники профильных лабораторий, технические специалисты предприятий… А вот руководящее звено заводов представлено слабо. Еще не поздно впрыгнуть в последний вагон, но уже вовсю пора продирать глаза от благостного сна.



И откуда возьмется конкурентоспособность, если игнорировать подобные мероприятия?! Тем более Генеральная ассамблея проходит не где-то далеко, за морем-океаном, а дома, в Минске! А ведь МЭК сегодня разрабатывает подавляющее большинство стандартов в области электроники, электротехники, станко- и машиностроения, бытовой техники… По ее законам живет около 20% мирового товарооборота. И их необходимо соблюдать, если, конечно, рассчитываешь на широкую географию экспорта. Кстати, в мире давно сложилась практика, когда подавляющее большинство стандартов разрабатываются фактически самими производителями. Их представители активно работают в различных комитетах МЭК. И во время такой работы не просто являются техническими специалистами, но и защищают интересы своих предприятий. 

Увы, в этой области Беларусь стала заложником парадокса: наша инженерно-техническая элита представлена в МЭК, пользуется доверием и уважением на международной арене, благодаря их авторитету Генеральную ассамблею и решили проводить в Минске. Но внутри страны их влияние минимально. Впрочем, отечественные промышленники особенно не стремятся включаться в разработку стандартов. Чего-то ждут… «Но если не заниматься стандартизацией, она начнет заниматься тобой. Причем в таком режиме, что становится больно», — констатирует парадигму существования современной промышленности секретарь Национального комитета МЭК Юрий Пашик. 


Полностью согласен с коллегой и Виктор Назаренко: «Промышленность живет вчерашним днем. Ее активность не устраивает. Многие думают, что кто-то должен принести технический документ, внедрить. Сегодня такой подход — не позиция». В том числе и по причине игнорирования работы в комитетах МЭК продукцию немалого числа наших предприятий сложно назвать современной. И далеко не всегда она соответствует международным стандартам. Поэтому и продать ее на экспорт проблематично. Ведь почему капиталисты выделяют достаточно много специалистов для работы над международными техническими документами? Да по одной простой причине: это позволяет идти в ногу со временем. Чтобы продукция соответствовала новым техническим требованиям, всегда необходимы время и деньги: чтобы внести изменения в конструкцию изделия, изменить производственные процессы, найти поставщиков новых материалов… От разработки до принятия новых стандартов проходит обычно три года и больше. Если начинать внедрять необходимые инновации в производство на начальном этапе, то без спешки и суеты завод всегда будет выпускать современную продукцию. Ну а если реагировать только на изменение технических документов, то остается лишь плестись в хвосте мирового промышленного прогресса. Даже догнать его нет шансов. Максимальный успех — не потерять из виду. Впрочем, немало наших предприятий только и видят его дымок. Особенно это касается государственных производств. Частники тоже не рвутся трудиться в комитетах МЭК, но хотя бы тщательно отслеживают все новости и стараются гибко следовать за международными стандартами. Подчас это получается, иногда — нет. Конечно, быть внимательным наблюдателем лучше, чем вообще застыть в развитии. Но конкурентоспособность всегда будет находиться под угрозой. 

Между тем, по мнению Виктора Назаренко, по-настоящему инновационной является продукция, которая не просто соответствует стандартам, а перешагнула существующий уровень. Тогда весь мир будет равняться на такую компанию. До таких высот нашим производителям еще далеко. Даже самым передовым. 

Для качественного прорыва, исходя из наблюдений Юрия Пашика, стране не хватает двух составляющих. Во-первых, системы мотивации руководителей, которая подстегивала бы их к действиям. Процесс-то непростой и нестремительный, занимает годы кропотливой работы. А далеко не каждый директор уверен в своем «длинном» будущем на предприятии и своем месте на нем, когда сложные этапы вывода производства на современные стандарты останутся позади. «Очень тонкий психологический момент», — замечает Юрий Пашик. Во-вторых, большинство отечественных менеджеров не представляют, как устроена мировая «бизнес-кухня». Впрочем, беда в другом — не хотят знать. 

Однако есть и радостные тенденции. На возможность участвовать в мероприятиях Генеральной ассамблеи МЭК откликнулись научные организации, учебные заведения. «Сейчас мне все чаще звонят частные лица, приносят свои запатентованные изобретения: они мечтают внедрить на производстве свои идеи, в том числе и с участием иностранных компаний», — говорит Юрий Пашик. 

Я бы на месте руководителей промышленности очень призадумался. Ведь получается, что былая инженерная школа в стране не потеряна, она сохранилась, развивается. Подрастают молодые специалисты: образованные, мобильные, владеющие не только профильными предметами, но и информационными технологиями, иностранными языками. Такие ребята рвутся в бой, готовы сражаться за достойное место и на международной арене. И своего добьются. Но пойдут ли они работать на наши, извините за откровенность, закостенелые пред-приятия? Увидят ли в них перспективу для своего личного развития? Если игнорировать все на свете, то наши производства могут элементарно остаться без инженерных кадров. И тогда промышленность окажется полностью неизлечимой. Словом, хочется не хочется, а необходимо срочно просыпаться и интегрироваться в международные технические процессы. Третьего фактически не дано. 

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter