С чего начинается профессиональное выгорание

В капкане трудодней

Некогда любимая работа превратилась в раздражающую рутину, нет ни желания, ни возможности продолжать существовать в условиях инструкций и циркуляров, начальство и коллеги вызывают стойкую неприязнь, и вы мечтаете уйти на больничный, чтобы хоть немного прийти в себя? Судя по всему, вас настигла «профессиональная болезнь» — эмоциональное выгорание. Долгое время такое состояние считалось отговоркой для ленивых. Но сегодня все больше организаций стали осознавать проблему и задумались, как с ней бороться. О нюансах «производственной депрессии» беседуем с психологом Татьяной Ушакевич.

pexels.com

Любимое дело и доброе слово

— Татьяна Александровна, чем эмоциональное выгорание на работе отличается от привычной усталости в преддверии долгожданного отпуска, с которой раз в год сталкивается, наверное, каждый из нас?

— Усталость, как правило, проходит после того, как вы хорошо выспитесь, отдохнете в выходные, испытаете положительные эмоции. Эмоциональное выгорание — куда более сложное состояние, для которого характерно долгое нахождение в стрессе, из-за чего постепенно расходуются ресурсы организма, и в один далеко не прекрасный день человек понимает, что больше «не тянет». Начинается период негативных мыслей, неприятных симптомов. Своеобразный экзистенциальный кризис в профессии — чувство тревоги и беспокойства, связанное с потерей смысла своей деятельности.

Сразу отмечу, что риск стать жертвой эмоционального выгорания на работе есть у каждого из нас, причем вне зависимости от должности и ранга — это в равной степени касается, к примеру, как уборщицы, так и директора. Но наиболее подвержены этому сотрудники, по долгу службы вынужденные ежедневно контактировать с людьми в сфере взаимоотношений «человек — человек». Речь идет о педагогах, воспитателях, милиционерах, врачах, юристах и т.д. Объясняется просто: слишком часто эти профессии связаны с определенным разочарованием. Их выбирают люди, которые надеются на отдачу: я помогаю другим, это должны ценить и быть благодарными. Но подобные надежды нередко оборачиваются крахом.

— Разочарование в профессии — единственная причина того, что люди сгорают на работе?

— Она выступает в роли основной, но триггеров на самом деле много. Например, нездоровая обстановка в коллективе — постоянный цейтнот, вечно недовольное начальство, авторитарный и менторский стиль руководства, странные (или как сейчас модно говорить — токсичные) коллеги, отсутствие корпоративной сплоченности и поощрительных методов в работе.

К слову, что касается последнего — речь не только о финансовой составляющей (хотя это, безусловно, важно). Несколько лет назад в России среди 500 сотрудников различных компаний был проведен опрос с целью выяснить, какие навыки нужны хорошему современному начальнику. Около 90 % респондентов признали, что наиболее важной чертой руководителя является умение хвалить и стимулировать выполнять работу лучше и качественнее. То есть одной хорошей зарплаты недостаточно, если она не подкреплена добрым словом.

Неприятности на семейном фронте тоже могут сказываться на отношении к работе. Например, человеку просто не с кем поговорить дома о профессиональных успехах или проблемах, это никому из родни неинтересно, его «дело жизни» близкие не уважают, не воспринимают всерьез. 
Эмоциональное выгорание было сформулировано и описано Гербертом Фрейденбергом еще в 1974 году, но только в 2019-м ВОЗ официально признала это состояние и внесла его в каталог Международной классификации болезней. 

Правило баланса

— Трудоголики чаще сталкиваются с такой проблемой?

— Здесь нужно четко определить, что мы вкладываем в понятие «трудоголик». С точки зрения производственного коэффициента полезного действия сотрудники, которые сидят в офисе до позднего вечера, демонстрируя имитацию бурной деятельности, но при этом выполняя тот же объем работ, что и их коллеги за 8 часов, абсолютно не эффективны. Здесь мы просто наблюдаем неумение человека грамотно планировать свой рабочий день. Как вариант — некоторые «трудоголики» спасаются в офисе от домашних забот. Приходя со службы в 9—10 часов вечера, они получают своего рода индульгенцию на нежелание заниматься детьми, выполнять хозяйственные дела и т.д. В таком случае профессиональное выгорание маловероятно.

Если же речь идет про специалиста, которому работа заменяет и семью, и отношения, который искрит идеями, воплощает их в жизнь и постоянно «набирает обороты» в своей профессии, ситуация, конечно, складывается куда более пессимистичная. Потому что рано или поздно наступит пик работоспособности, будет достигнут предел в ресурсности, и тогда уже до выгорания — один шаг. В Японии даже есть понятие «кароси» — смерть от переработок. Термин ввели в 1978 году, когда стало резко расти количество инфарктов и инсультов, вызванных переутомлением и недоеданием. Кароси как явление существует во многих азиатских странах. Тревогу бьют Китай и Южная Корея, в которых проблема трудоголизма стоит так же остро, как в Японии.

— Какой может быть выход, кроме смены сферы деятельности? 

— На самом деле этот вариант самый действенный. Но если он категорически не подходит, все равно придется круто поменять привычный образ жизни. Выгорание начинается с труда без отдыха — это плохо. Даже если рабочие задачи крайне интересны и важны, необходимо давать себе передышку. Причем делать это регулярно, а не тогда, когда сил не осталось. Нужно уметь определять четкие рамки рабочего времени и соблюдать их. Отделять рабочее пространство от личного. Научиться планированию. Регулярно проводить время с семьей, друзьями, домашними питомцами. Уделять время своему хобби. И обязательно высыпаться — ночной отдых не должен быть меньше 7 часов.

lvk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter