В каком возрасте и как правильно учить ребенка читать – отвечает логопед

Чтение – жизненно необходимый навык. В современном мире, где чтение книг перестало быть любимым видом досуга у большинства людей, он позволяет нам получать значительную часть информации, а значит, осваивать этот мир. Поэтому вопросы, когда пора начинать учить ребенка читать и что поможет упростить этот процесс, не теряют своей актуальности. За комментариями портал sb.by обратился к российскому логопеду Ирине Богатыревой:

– Как специалист, занимающийся с детьми с нарушениями речи, прежде всего отмечу: важен не столько возраст ребенка, сколько готовность к овладению навыком чтения. У многих 4-летних детей сам по себе просыпается интерес к буквам. Малыши расспрашивают, как называется та или иная буква, пытаются копировать – пишут слова, даже если не понимают их значения. Возникший интерес важно поддерживать, но делать это надо с прицелом на дальнейшее формирование навыка чтения.

Чтение – это, по сути, перешифровка символа в звучащую речь. Поэтому одно из главных правил при обучении ребенка – называть буквы так, чтобы он учился читать слияния (это основа чтения): не «эм», не «мэ», а коротко «м». При таком подходе дошкольнику легче понять, как следует читать, например, слово «мама»: не «эмаэма», не «мэамэа», а «мама», делает акцент логопед.

Необходимо обращать внимание на звукопроизношение. Если ребенок заменяет, искажает или не произносит какие-либо звуки, то нельзя учить обозначающие их буквы. Так, если ребенок вместо «р» произносит «л», отложите эту букву, обратитесь к логопеду – он поставит звук. В противном случае у ребенка закрепится за буквой ее неверное название, в результате в будущем может возникнуть путаница.

Не стремитесь к тому, чтобы ребенок сразу выучил весь алфавит, отмечает Ирина Богатырева. Пусть сначала запомнит одну букву, затем еще одну и т. д. Действуйте последовательно. Если добиваться, чтобы выучил все и сразу, эффект может быть обратным: при малейшей неудаче ребенок может отказаться от дальнейшего обучения.

 

– Рекомендую использовать игры, которые помогают дошкольникам учить буквы легко и с удовольствием. Назову несколько. Вы пишете ребенку букву пальцем на спине, он ее угадывает, потом вы меняетесь местами. Также можно писать буквы на ладони, только угадывающий должен закрыть глаза, или в воздухе – по движению пальца нужно угадать название буквы. Крайне эффективны хорошо знакомые игры в слова: придумать слово на заданную букву (звук), назвать 5 овощей (имен мальчиков, девочек и др.), в названии которых есть определенный звук, – советует специалист.

Мои маленькие пациенты очень любят играть с магнитной азбукой с тактильными (мягкими) буквами. Я кладу буквы в мешочек, ребенок закрывает глаза, вытаскивает одну и на ощупь угадывает, что это за буква, рассказывает Ирина Богатырева.

Для детей, уже знакомых с буквами, рекомендую такое задание: в небольшом тексте, набранном крупным шрифтом, зачеркнуть, либо раскрасить, либо обвести в кружок какую-то букву. При этом важно, чтобы ребенок двигался по строчкам строго сверху вниз, слева направо.

Особое внимание нужно уделять написанию букв – показывайте ребенку правильные направления: сверху вниз, слева направо и против часовой стрелки.

– Как быть, если ребенок не обнаруживает никакого интереса к буквам, не хочет читать? Родителям, которые обращаются с такой проблемой, я объясняю: за детским «не хочу» может скрываться «не могу, мне трудно». Поэтому не спешите списывать безразличие и неуспехи на природную лень. Возможно, вашему сыну или дочери действительно не удается запомнить буквы. В таких случаях поможет логопед, который работает не только с устной, но и с письменной речью. Если ребенку уже исполнилось 5 лет, специалист определит, нет ли у него предрасположенности к дислексии – нарушению чтения. В процессе диагностики логопед определит причину, по которой ребенку сложно овладеть навыком чтения, и поможет ее устранить, – подчеркивает Ирина Богатырева.

Желательно, чтобы современный первоклассник умел читать хотя бы по слогам. Первый класс для ребенка – непростой период: это и новые виды деятельности, и новая социальная роль, и новый коллектив. А еще ребенок должен овладеть письмом – сложным видом деятельности, в котором принимает участие вся кора головного мозга.

– Поэтому, по моему мнению, чтобы хоть немного упростить первый год пребывания в школе, лучше научить ребенка читать заранее, –  заключила Ирина Богатырева.

Фото: freepik.com

Ранее мы писали о том, в чем опасность алалии и как вовремя распознать это тяжелое нарушение речи у ребенка.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter