Как в Беларуси борются с лесными пожарами

В кадре и за кадром

Нынешний год работники леса запомнят как один из самых жарких в прямом и переносном смысле слова: в стране полыхала почти тысяча лесных пожаров на площади 5,6 тысячи гектаров. Для сравнения, это в 2,5 раза больше по количеству и в 15 раз — по площади, чем в прошлом году. Но последствия разгула стихии могли бы быть и серьезнее, если бы не оперативность и мужество работников лесхозов и спасателей. 



Стоит отметить, что все большие пожары нынешним летом пришли к нам с территории Украины. Так, в Лельчицком лесхозе выгорело более 1,5 тысячи гектаров леса из-за пламени с юга, к ним нужно добавить сгоревшие гектары в Милошевичском и Полесском лесхозах. Как таковой границы между странами нет, не работает и система оповещения между соседями. В то же время, чтобы попасть на свою территорию, приходилось спрашивать разрешения. Министр лесного хозяйства Михаил Амельянович привел пример: когда возник пожар на одном участке Полесского лесхоза, на него можно было въехать со стороны Украины. Но граница закрыта. Обращаться за помощью пришлось к послу в Украине, потом взаимодействовать с пограничными службами соседей. Добро таки дали, однако время было упущено, огонь распространился на большую территорию. 

Чтобы минимизировать подобные случаи в будущем, Минлесхоз разрабатывает проект противопожарного обустройства госграницы между Украиной и Беларусью. Процесс движется не так быстро, как хотелось бы: многие шаги нужно согласовывать с погранкомитетом, ведь до сих пор между странами нет демаркации границы. Тем не менее планируется, что к следующему году вдоль нее появятся противопожарные разрывы, водоемы, дороги. Примечательно, что Минлесхоз будет строить не лесохозяйственные дороги, а противопожарного назначения. Они обойдутся в несколько раз дешевле, так как рассчитаны на меньшую нагрузку.

А как быть с мелкими пожарами, которые возникали в глубине страны? Сейчас отследить их можно благодаря обходам, объездам, облетам лесов. Не последнюю роль играют вышки для наблюдения и видеокамеры. Но ставку в лесном ведомстве делают на отечественную систему обнаружения пожаров, которая третий год проходит испытания в Столбцовском опытном лесхозе. На его территории размещены четыре видеокамеры, «смотреть» в которые могут и сотрудники МЧС. Зимой техника «спит», весной просыпается. За 15 минут камеры делают оборот вокруг своей оси и захватывают изображение на расстоянии в 20 километров. Да не просто так, а с 30 положениями приближения и фиксации. Устал оператор (замечено: через 2—3 минуты концентрация внимания падает) — пусть передохнет. Кадры можно пересмотреть позже в архиве. Как только система распознает шлейф дыма (очага на 1—2 сотках достаточно), на экране появляется предупреждение. Диспетчер может развернуть камеру, приблизить, изучить обстановку и принять решение. И.о. директора лесхоза Владимир Зеленко вспоминает, что, как минимум, один пожар из восьми, зафиксированных на территории лесхоза, разглядели бы поздно, не будь системы наблюдения. А так даже удалось вычислить координаты опасного участка с точностью до 150 метров — дым попал в зону видимости еще одной камеры. 

Святослав Зайцев, главный конструктор и разработчик программного обеспечения системы видеонаблюдения, рассказывает, с какими результатами заканчиваются испытания. В частности, установлено, что заявленная видимость в радиусе 20 километров на самом деле меньше — около 10—11. Дальше — дымка, образующаяся из-за большой влажности или жары. Потому было бы неплохо подстраховать в будущем камеры тепловизорами, загорелись идеей конструкторы. Многое в панели управления меняли по ходу эксплуатации системы — для удобства диспетчера. К слову, разработчики оставили за собой возможность контролировать работу из Минска. Нужны помощь или совет — придут в режиме реального времени. 

В целом, считают специалисты, система отлажена и готова к тиражированию. Ее можно было бы внедрить в труднодоступных и пожароопасных местах, там, где не хватает работников или мало вышек наблюдения. Но нужно соблюсти обязательные условия: например, к вышке должно быть подведено электричество. Важный нюанс: напряжение в сети должно быть стабильным. Организовать предстоит и каналы передачи данных. Как говорится, чем дальше в лес, тем сложность задач вырастает. Нужно будет создать сервисный центр: сами камеры-то американские. Но тут уж были бы заказы, говорят разработчики, готовые на время стать учителями. Последнее слово за Минлесхозом. Именно он в конце года должен решить, распространится ли практика Столбцовского лесхоза на другие, и на какие именно. Ведь, судя по всему, удовольствие это не самое дешевое: Столбцы за программу, камеры и сопровождение отдали около 2 млрд рублей, отметил Владимир Зеленко. Но окончательная сумма для каждого лесхоза будет рассчитываться по итогам предпроектного исследования, подчеркивает Святослав Зайцев. Совпадут желания с возможностями —  людям будет спокойнее работать в лесу: умная всевидящая система начеку.

m_druk@mail.ru

Фото МЧС
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter