Качество — залог успеха
— Валентин Болеславович, предлагаю нашу беседу начать с вопроса личного характера. Какие продукты питания на столе у председателя Госстандарта и как лично вы оцениваете качество белорусской продукции?
— Лично я и моя семья используем продукты питания, которые производятся у нас в стране. Их качество на очень высоком уровне. Об этом могу заявить компетентно. Кроме того, что возглавляю Госстандарт, являюсь председателем комиссии конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь» и комиссии по присуждению знака «Натуральный продукт». Критерии отбора победителей очень серьезные: начиная от органолептических свойств продукта, упаковки, сырья и заканчивая экспортными возможностями производителя. Но самый главный критерий — высочайшее качество. И выигрывает только лучший. Поэтому лауреаты конкурсов достойно конкурируют и в стране, и на зарубежных рынках. Способствует этому и соответствие стандартам, в том числе международным и европейским. Ведь просто произвести продукт мало. Его безопасность и качество надо подтверждать. Хочу отметить, что в стране создана современная база стандартов. И это один из факторов производства конкурентоспособного продукта.
— А кто и как определяет качество продукции?
— Реестр Национальной системы аккредитации страны сегодня включает более 2300 испытательных лабораторий. Из них испытания пищевой продукции на соответствие требованиям технических регламентов, государственных стандартов, санитарных правил и других нормативных документов по безопасности и качеству проводят 539 аккредитованных лабораторий, в том числе 236 — в рамках требований 12 технических регламентов ЕАЭС в сфере пищевой продукции.
— Вы уже говорили, что отечественные производители постоянно повышают качество своей продукции. Если посмотреть на это с точки зрения стандартизации, как вы оцениваете их уровень?
— Прежде чем дать оценку, отмечу, что одно из основных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и качества пищевых продуктов и продовольственного сырья, как раз и есть проведение работ по внедрению на предприятиях современных систем управления на основе международных стандартов. И надо признать, что производители пищевых продуктов уделяют этой работе серьезное внимание.
Достаточно активно внедряются стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента безопасности пищевых продуктов. И самое главное — к организациям, занимающимся на системном уровне безопасностью пищевых продуктов, растет доверие потребителей.
Еще один несомненный плюс — открываются возможности для выхода на новые рынки сбыта и участия в масштабных проектах. К примеру, во время проведения II Европейских игр в Минске обязательным условием поставки продовольствия для питания спортсменов являлось наличие сертифицированных систем НАССР или ISO 22000.
Сейчас в стране завершается разработка государственного стандарта СТБ ISO 22000 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в пищевой цепи», идентичного новой версии международного стандарта. Для понимания: данный стандарт будет выделять риск на операционном уровне и риск на стратегическом уровне. Благодаря этому предприятие сможет найти возможности для достижения конкретных бизнес-целей.
И еще. Внедрение изготовителями пищевой продукции гармонизированных с международными требованиями стандартов на системы менеджмента безопасности пищевой продукции — один из факторов, подтверждающих повышение безопасности и конкурентоспособности пищевой продукции, а это уже совершенно иные возможности для снижения технических барьеров в торговле и расширения поставок.
По единым правилам
— Если говорить о барьерах, сразу вспоминается ЕАЭС. Ведь в интеграционном объединении на разных уровнях тема их устранения возникает с регулярной периодичностью. Это касается и продуктов питания. Что делается в этом направлении?
— Как известно, в ЕАЭС действуют обязательные требования в виде технических регламентов. Всего в союзе принято 48 таких регламентов, из которых 12 — то есть четверть — касаются пищевой продукции. Требования сформулированы в самом регламенте либо в тех стандартах, которые обеспечивают его выполнение и включены в соответствующие перечни. Так вот, наша задача — обеспечить современный уровень технических регламентов, требования которых будут гармонизированы с европейскими стандартами, стандартами стран-партнеров. И это ключевая задача Госстандарта. Поскольку мы являемся в стране координатором вопросов в сфере стандартизации, то сотрудничаем со многими зарубежными организациями в этой области. И у нас есть правовое поле для того, чтобы пользоваться лучшими международными стандартами и применять их в стране в качестве национальных.
Белорусские продукты питания достойно конкурируют и в стране, и на зарубежных рынках.
— А с какими инициативами в последнее время выступала наша страна?
— Инициатив от нашей страны исходит много. Из последних — в плане маркировки. Дело в том, что иногда производитель информирует о составе продукта так, что без лупы его не прочесть. И мы предложили ввести критерий читаемости, контрастности маркировки, установив требования к высоте шрифта, которые необходимо будет соблюдать при указании отдельных сведений. Ранее такие требования не являлись обязательными. Так, шрифт размером не менее 2 мм будет применяться для указания наименования пищевой продукции, количества, даты ее изготовления и срока годности. Состав, условия хранения, наименование и место нахождения изготовителя, рекомендации по использованию, показатели пищевой ценности (для специализированной пищевой продукции) должны быть указаны шрифтом не менее 0,8 мм. Для плавного перехода к новым нормам предусмотрен определенный временной период — до конца апреля 2021 года. Такие требования сделают маркировку более понятной и воспринимаемой для потребителя, позволят ему лучше ориентироваться в выборе нужных продуктов.
На завершающей стадии разработки находятся корректировки в регламент на пищевую продукцию в части требований к шоколаду и шоколадным изделиям. Предусматривается установить нормы к содержанию какао-масла, какао-продуктов в таких изделиях. Эти показатели являются основными идентификационными признаками данной продукции.
Мы инициировали внесение изменений в технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» в отношении указания конкретного вида растительного масла (пальмовое, рапсовое, оливковое и др.) в ее составе. Возникло такое предложение исходя из обращений граждан.
Проверка покажет
— Известно немало фактов, когда производители продуктов не всегда ведут честную конкурентную борьбу. И привлекают потребителя выделением неподтвержденных преимуществ своей продукции, в первую очередь заявляя о ее качественных характеристиках, в том числе о сорте, категории и так далее. Как противостоять таким недобросовестным практикам?
— Да, перечисленные вами показатели являются важнейшими составляющими потребительского выбора. Однако действительно практика показывает, что очень часто заявленные «высший сорт» или «первая категория» не находят подтверждения. К тому же идентифицировать при надзоре, на основании какого документа сделано такое заявление, весьма проблематично: его обозначение часто не приводится в маркировке продукта. Чтобы исключить возможность введения потребителей в заблуждение о качественных показателях пищевой продукции, сократить случаи недобросовестной конкуренции, в уже упомянутый мною технический регламент Таможенного союза по маркировке пищевой продукции предлагается внести требование об указании на упаковках и этикетках обозначения стандарта или технических условий, по которым выпущен продукт. Следует отметить, что это требование не является новым для рынка. Его уже выполняют изготовители молока и молочной, а также масложировой продукции. Это предусматривают технические регламенты на данную продукцию. Поэтому внесение данного требования расширит круг изготовителей, для которых оно станет обязательным. Возникла данная инициатива опять же по обращениям граждан, а также по результатам надзорной деятельности в стране.
Большая работа проводится над соглашением по гармонизации подходов в сфере надзора. Наша позиция: необходимо приходить к тому, что мера ответственности должна быть у каждого участника рынка — изготовителя, импортера, продавца и так далее. Тогда будет наведен порядок. К слову, у нас есть реестр опасной продукции, запрещенной к ввозу и обращению на территории страны. Постановлением Правительства определено, что при осуществлении госзакупок нельзя рассматривать на тендерах продукцию, находящуюся в этом реестре.
Определенные шаги по защите рынка от небезопасной продукции делаются и в рамках союза. Сейчас страны отрабатывают механизм обмена информацией о выявленной продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов ЕАЭС. Пока пилотный проект охватывает шесть таких документов: на игрушки, продукцию для детей и подростков, низковольтное оборудование, колесные транспортные средства, молочную и мясную продукцию. Как видите, процесс живой, постоянный, учитывает и тенденции развития рынка, и требования потребителей. Поэтому очень важно быть вовлеченным в этот процесс, отслеживать его, чтобы продвигать свои интересы.
Госстандартом разработан и принят порядок формирования и ведения реестра производителей органической продукции.
При этом хочу отметить низкую активность белорусского бизнеса. Такие требования в странах союза лоббируются именно бизнесом. И производители участвуют во всех совещаниях и отстаивают свои коммерческие интересы. Мы предлагаем нашему бизнесу: приходите, высказывайте свое мнение, озвучивайте ваши предложения. К сожалению, пока очень низкая активность.
Содействие экспорту
— Глава государства неоднократно озвучивал свое требование по расширению рынков сбыта и диверсификации экспорта. И треть продукции должна поставляться на рынки «дальней дуги». Что предпринято Госстандартом в части содействия предприятиям в этом направлении?
— По линии Госстандарта проделана большая работа. Один из наглядных примеров: у всех на слуху продукция халяль. Популярность и востребованность продовольствия, изготовленного в соответствии с мусульманскими традициями, открывает новые возможности для бизнеса, в том числе и нашей страны. По аналитическим исследованиям маркетинговых организаций, страны Персидского залива являются одним из самых перспективных рынков в мире, а население этих стран достигнет в 2019 году почти 60 млн человек. И эти страны нам прямо говорят: мы заинтересованы в вашей продукции, но она, помимо высокого качества, должна соответствовать требованиям халяль. К нам приезжала делегация партнеров из ОАЭ. Показали наши производства, им понравилось. Но не было подтверждающих документов, что продукция выполнена по требованиям халяль.
На тот момент у нас было большое преимущество. В 2018 году наша система аккредитации получила признание Европейской организации по аккредитации и международных организаций по аккредитации. И благодаря этому мы получили признание органа по аккредитации нашей страны — БГЦА — по направлению халяльной продукции.
Следующий шаг — аккредитация органа, который будет заниматься сертификацией этой продукции. В этой работе были задействованы как БГЦА, так и в консультационно-методическом плане — Муфтиат и Белорусский государственный институт метрологии. В результате был аккредитован «Белхаляль». Сегодня сертификаты, которые он выдает, признаются в странах Персидского залива. Уже 21 предприятие сертифицировано по канонам халяль. Пока это в основном касается поставок молочной продукции. Но аналогичная работа проводится и в направлении мясной продукции.
Безусловно, один из самых перспективных рынков «дальней дуги» — Китай. Первое, что мы сделали, — подписали ряд соглашений. Одно из них касается обеспечения национальными стандартами КНР. В рамках его выполнения БелГИСС — национальному институту по стандартизации — предоставлен доступ и сформирована англоязычная библиографическая база данных «Национальные стандарты КНР», объем которой составляет 39 044 стандарта. Ведь большая проблема для производителя — знать требования страны, куда планируются поставки продукции. При этом база постоянно актуализируется. Ее наличие позволяет осуществлять тематические подборки и обеспечивать текстами китайских стандартов наши предприятия при наличии их запросов.
В тренде
— И в заключение хочу поговорить с вами о тренде на органическую продукцию. Как раз через четыре дня вступает в силу закон страны о производстве и обращении такой продукции. По-вашему, это просто очередное современное веяние или у этой продукции хорошие перспективы?
— Для начала надо определиться, а что же такое органическая продукция? По большому счету, это то, что выращивали наши предки. Ни пестицидов, ни удобрений не применяли. В глубоком понимании это идеал, к которому надо стремиться.
Сегодня такая продукция есть и имеет своего потребителя. Для развития этого сегмента в нашей стране создается соответствующая инфраструктура, в том числе и в области подтверждения соответствия. Госстандартом разработан и принят порядок формирования и ведения реестра производителей органической продукции. Он будет содержать сведения о производителях органической продукции, имеющих сертификат соответствия, выданный в Национальной системе подтверждения соответствия, и видах выпускаемой ими продукции. Реестр будет размещаться на официальном сайте Госстандарта.
Утвержден знак «Органический продукт» для использования в маркировке. Сертификация продукции и процессов ее производства может быть проведена только аккредитованными органами по оценке соответствия, которые должны в обязательном порядке иметь аккредитованную испытательную лабораторию.
В настоящее время подтверждена компетентность органа по сертификации продукции НПЦ по продовольствию в части расширения области аккредитации по направлению «Органическая продукция и процессы ее производства». Рассматривается заявка на аккредитацию от БелГИМ. И уже отмечается заинтересованность со стороны отечественных организаций. Свою главную задачу Госстандарт видит в том, чтобы обеспечить потребителю гарантию того, что сертифицированный продукт действительно является органическим.