В интернете воруют по-черному

Воровство имен стало доходным бизнесом в интернете. Если вы хорошо поработали на свой брэнд, не факт, что он будет безупречно работать на вашу репутацию! Вымогательство, перехват клиентов, искажение имиджа... Сначала эти проблемы коснулись раскрученных марок. Теперь охота перекинулась на средний и малый бизнес. И противопоставить этому нашествию, как оказалось, нечего...

Воровство имен стало доходным бизнесом в интернете. Если вы хорошо поработали на свой брэнд, не факт, что он будет безупречно работать на вашу репутацию! Вымогательство, перехват клиентов, искажение имиджа... Сначала эти проблемы коснулись раскрученных марок. Теперь охота перекинулась на средний и малый бизнес. И противопоставить этому нашествию, как оказалось, нечего...


Промашка с дорогой ценой


«Белшина» — наш гигант и наша гордость. Искала как–то сайт предприятия. Как любой человек более–менее знающий об интернете, набираю — www.belshina.by. То, что мне открылось, и удивило, и озадачило. То, что сайт — банальная липа, поймешь не сразу. Официальный сайт бобруйского завода я нашла чуть позже. Но кто бы мог подумать, что его доменное имя — www.belshinajsc.by. Остается только догадываться, сколько потенциальных клиентов ушло на сайт–двойник. На котором, к слову, тоже приторговывают шинами, в том числе и белорусской марки. Еще вопрос — откуда там весь модельный ряд нашего завода с расценками? Жаль, но получить комментарий на «Белшине» не удалось. Понятно, что и других здесь невпроворот, хотя, мне кажется, такая недобросовестная конкуренция отнюдь не на руку заводу.


Заинтересовавшись ситуацией, пролистала официальные сайты и других наших предприятий. Интересный поворот приобрело мое расследование при знакомстве с интернет–ресурсом Минского тракторного завода. Кому с ходу придет в голову искать встречи с этим крупнейшим в СНГ производителем по адресу — http://belarus–tractor.com? Повторяя опыт, захожу на www.mtz.by. Брэндовый домен, оказалось, уже занят физическим лицом. На каком основании?


Свято киберместо...


Вот тут и приоткрывается завеса теневого интернет–бизнеса под названием «киберсквоттинг». Его суть — приобретение доменных имен, созвучных с именами известных торговых марок, или просто с «дорогими» названиями. Цель — дальнейшая перепродажа. Схема проста, как мелкая купюра. Нужно только следить за новостями и быть немного расторопным. Например. Прошла информация о том, что компания «Адидас» решила открыть в Беларуси официальное представительство. Киберсквоттер уже тут как тут: две минуты — и домен www.adidas.by занят. Для этого нужно всего–то зайти на сайт регистратора доменов и оформить заявку. Никаких документов не нужно, ехать никуда — тоже, оплата в течение 30 дней. Но с этого момента никто больше на это «имя» претендовать не сможет. Даже когда время на расчет вышло — достаточно просто заново переоформить регистрацию. В итоге на одном частном лице может «висеть» до тысячи неоплаченных доменов.


Киберсквоттинг в Беларуси стал едва ли не массовым явлением. Пока иностранные компании и брэнды только собираются к нам, одноименные торговые марки и адреса уже практически все раскуплены. И ничего не поделаешь. Тут царит простой принцип: кто успел, тот и съел. А у истинного правообладателя варианта два: или идти в суд, или договариваться с киберсквоттером. Подобного рода «сделки» уже были. Цена вопроса в белорусском сегменте колеблется от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов. Но это только пока байнет набирает силу. В зоне .ru, например, цифры куда покруче. А самые крупные операции, конечно, в сегментах .com, .org и .net. Есть даже специализированные площадки для продажи доменных имен. На интернет–аукционе Sedo, например, dollars.com продан за 800 тысяч долларов. А pizza.com потянул на 2,6 миллиона. И это не предел.


Кому бы я ни позвонила, оказывается, проблема всем известна. Но отношение у всех разное. В представительстве компании «Снежка» в курсе, что доменное имя www.sniezka.by принадлежит частному лицу, но предпринимать ничего не будут. «Мы изначально, когда пришли в Беларусь, зарегистрировали сайт с другим именем, поэтому и выкупать домен sniezka.by не будем, — говорит коммерческий директор СООО «Снежка — БелПол» Евгений Лукашевич. — Но даже если под этим именем будет открыт какой–то сайт, компрометирующий нашу продукцию, разве мы можем что–то сделать?»


Компания «Самсунг» заняла принципиальную позицию: физическое лицо не имеет права на регистрацию и использование домена www.samsung.by. О полюбовном решении вопроса с киберсквоттером и речи не вели. Официальное представительство подало в суд.


Прецеденты, кстати, уже были, но только два. В 2009 году Верховный Суд вернул домен google.by компании Google. Удалось восстановить справедливость и белорусской компании. Несколько лет ООО «КОШТпроект» не могло найти управу на сайт kosht.by, который другое юрлицо использовало в своих рекламных целях. И поговаривали, что отказаться от домена оно готово было добровольно за 50.000 долларов. Но суд обязал ответчика вернуть интернет–адрес бесплатно и еще возместить почти два миллиона рублей судебных расходов.


В ситуации с доменом samsung.by оказалось все не так просто. Пока шло разбирательство, владелец успел переоформить права на гражданина Великобритании. А как теперь привлечь к ответу иностранца — большой вопрос.


Две беды


Первая — это реальный пробел в законодательстве. Пока таких понятий, как «брэнд» и уж тем более «домен», не встретишь ни в одном правовом документе. О четком механизме разрешения споров в интернете тоже не слышно. Почему? В наш–то век всеобщей компьютеризации время надо обгонять. Потому как догонять бывает больно и дорого. Если решать проблему через суд, то компании идут путем защиты товарного знака. Но это значит, что ваше имя должно им быть. А почему доменное имя — не субъект авторского права и не объект интеллектуальной собственности? «Если мы придадим домену такой статус, то затормозим развитие байнета, — считает Юрий Зиссер, генеральный директор УП «Надежные программы». — Дело в том, что регистрация товарного знака может длиться до двух и более лет. Значит, ни один домен годами невозможно будет зарегистрировать. В Украине попробовали идти этим путем, но отказались, так как он тупиковый».


«Например, в случае с брэндом «Белшина» применимы нормы противодействия недобросовестной конкуренции, — предлагает выход из ситуации Алексей Бичугин, начальник центра по коллективному управлению имущественными правами Национального центра интеллектуальной собственности. — Прямой путь в антимонопольный орган. За совершение таких деяний есть статьи и в гражданском, и в уголовном законодательстве». Но если сайта–вредителя нет, а имя просто кем–то занято, то и дела нет.


Кстати, при Всемирной организации интеллектуальной собственности существует целый арбитражный центр (ICANN), который решает споры о правах на домены. Только за прошлый год там рассмотрено около 17 тысяч жалоб. Уникальность процедуры в том, что свое имя можно забрать даже у гражданина другого государства. И даже в том случае, если в его стране ваш товарный знак не зарегистрирован. Правда, минимальная стоимость процесса — 1,5 тысячи долларов, и данная практика не распространяется на зону «by». Беларусь пока не признала для себя обязательными правила ICANN.


В России, например, начинается регистрация первых доменов в кириллической зоне .рф. Уже натерпевшись от киберсквоттеров, решили на этот раз сыграть на опережение — стать владельцем интернет–адреса смогут только граждане и резиденты России. А со своими всегда разобраться проще. И еще требование — год с доменом ничего сделать нельзя: ни продать, ни подарить, ни переоформить.


В Оперативно–аналитическом центре при Президенте ситуацию знают. Выбран новый технический регистратор доменов. И в июне начали действовать новые правила регистрации интернет–адресов. 30–дневная отсрочка платежа отменяется. Но изменит ли ситуацию предоплата, если цена вопроса — 15 долларов? Еще одно новшество — список владельцев доменных имен станет гласным. Однако это может лишь упростить продавцу и покупателю поиск друг друга. То есть снятие симптомов не лечит причину болезни киберсквоттинга. Тем более что новый регистратор приступит к работе не раньше чем через месяц. Пока правила действуют прежние.


Проблема вторая. Предприятия и компании сами должны быть расторопнее. Понятно, что других забот хватает, но, как видно, «застолбить» доменное имя несложно и недорого. Даже если пока не до сайта, просто держать домен за собой — около 70 долларов в год. Сумма по сравнению с судебными издержками и стоимостью услуг адвокатов мизерная. Тот, кто серьезно воспринимает интернет и его влияние на продажи и имидж, действует еще более дальновидно. Многие компании специально регистрируют даже адреса с ошибками. Без знаков препинания, с созвучными буквами и «заводят» их на головной ресурс. Чтобы не потерять даже случайно ошибившихся посетителей. А киберсквоттеры промышляют и такими «ошибочными» доменами. Яркий пример — сайт gugl.by.


Послесловие


Белорусского киберсквоттера мне найти удалось. Он умудрился оставить номер своего мобильного на одном из занятых им доменов. То, что его бизнес не приносит ему счастья и спокойствия, было понятно по голосу. Намучился, говорит, с одним банком — сделка не получилась, а домен все равно пришлось вернуть. Но в багаже есть и вполне успешные сделки. А в арсенале еще десятки брэндовых доменов, которые ждут своих покупателей. И рука всегда на пульсе, то бишь на клавиатуре, в поисках новых потенциальных клиентов. Ибо свято киберместо пусто не бывает...

 

«Есть вопрос»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter