Администрация Президента. Компетентно: обновленная Концепция государственной кадровой политики

В интересах кадровой безопасности страны

Обновленная Концепция государственной кадровой политики базируется на национальной модели, принципы и ориентиры которой определены Президентом Беларуси

Первым указом в нынешнем году, объявленном в стране Годом качества, ­­Президент Республики Беларусь Александр ­­Лукашенко утвердил обновленную Концепцию государственной кадровой политики. И в этом, несомненно, видится глубокий смысл. В новой версии концепции обеспечена преемственность по отношению к ранее принятым документам, учтены современные риски и угрозы кадровой безопасности страны, как наша отечественная практика, так и общемировые тенденции развития трудовых отношений. Цель — формирование кадрового потенциала, способного обеспечивать эффективное решение актуальных и перспективных задач общественно-политического и социально-экономического развития страны. А также создание условий и механизмов, направленных на обеспечение кадровой безопасности Беларуси.

Александр ­­Лукашенко на совещании по вопросам совершенствования работы с кадрами, 16 июня 2023 года:

— Мы имеем правовую базу и хороший практический опыт. Но время не стоит на месте, поэтому надо работу (с кадрами. — Прим. ред.) совершенствовать. Может быть, и систему… Нужен результат. И по этому критерию будем оценивать все кадры.   

Кадровые вызовы XXI века

Современное общество и трудовые отношения развиваются в условиях ускоренного научно-технологического прогресса, отмечается в обновленной концепции. Цифровизация экономики, внедрение искусственного интеллекта ведут к усложнению профессиональной деятельности, отмечается в этом документе:

«На фоне возрастающей потребности в квалифицированных кадрах, обладающих новыми компетенциями, снижается спрос на профессии, связанные с выполнением формализованных повторяющихся операций. Зарубежные компании и транснациональные корпорации различными, порой агрессивными способами ведут борьбу за перспективных специалистов и талантливую молодежь. Это делает нашу страну уязвимой в вопросе обеспечения кадровой безопасности».

В концепции также отмечается смена ценностных ориентиров и предпочтений новых поколений работников:

«Профессиональная деятельность ассоциируется с более комфортными условиями труда, возможностями для самореализации и карьерного роста, что влечет необходимость изменения подходов к управлению кадровым потенциалом молодежи».

Принципиальная новизна

Обновленная концепция разрабатывалась межведомственной рабочей группой, созданной в Администрации ­­Президента, с учетом предложений Правительства, обеих палат Национального собрания, Комитета государственного контроля, Генеральной прокуратуры, Национальной академии наук Беларуси, облисполкомов и Минского гор­исполкома с привлечением ученых Академии управления при ­­Президенте.
В результате этой большой и слаженной работы получился документ, представляющий собой принципиально новый вариант действовавшей более 20 лет Концепции государственной кадровой политики.
Она, напомним, была утверждена еще летом 2001 года и к настоящему времени во многом утратила свою актуальность.

Вместе с тем разработчиками обновленной концепции была обеспечена преемственность по отношению к ранее принятым документам в области кадровой политики, дисциплины труда и занятости без кардинальных преобразований.

ВАЖНО

Обновленная концепция в отличие от предыдущей распространяет положения государственной кадровой политики не только на государственный сектор, но и на частный. При этом именно государство в лице государственных органов определяет ее стратегию и тактику.

Целостность и единство

Концепция устанавливает единые подходы к формированию и реализации государственной кадровой политики, которая понимается как «деятельность государства по созданию целостной системы формирования и эффективного использования трудовых ресурсов, развития кадрового потенциала отраслей экономики и сфер деятельности, ориентированного на решение актуальных и перспективных экономических, социальных и политических задач, а также по обеспечению кадровой безопасности».

Обновленной концепцией определены цели государственной кадровой политики, ее задачи и принципы, а также основные понятия, в том числе новые:  
«Кадровая безопасность — состояние защищенности государства, отраслей экономики и сфер деятельности, регионов и организаций от внутренних и внешних рисков, вызовов и угроз, связанных с кадрами и их потенциалом».
В документе раскрыты функции и роль в решении задач государственной кадровой политики всех ее субъектов от ­­Президента и Всебелорусского народного собрания до организаций всех форм собственности.

ВАЖНО

Обновленная концепция базируется на национальной модели кадровой политики, принципы и ориентиры которой эволюционным путем сформированы Главой государства. Сущность этой модели — активное участие государства в кадровых и социально-трудовых процессах.

Принципы государственной кадровой политики

♦ Законность

♦ Реализация прав и свобод человека

♦ Баланс интересов личности, общества и государства

♦ Социальная справедливость

♦ Социальная ответственность

♦ Патриотизм и гражданственность

♦ Профессионализм и компетентность

♦ Равное вознаграждение, основанное на обеспечении справедливой и равной оплаты труда за равный труд

♦ Научность

♦ Преемственность в работе с кадрами

♦ Межведомственное взаимодействие


ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

♦ Вовлечение трудоспособного населения в трудовую деятельность;

♦ обеспечение качественного кадрового потенциала;

♦ удовлетворение потребностей общества в квалифицированных кадрах;

♦ эффективное использование трудовых ресурсов;

♦ оптимальное распределение трудовых ресурсов между отраслями и регионами страны;

♦ совершенствование системы подбора и расстановки кадров с учетом их квалификации, профессиональных и личностных качеств, а также работы с резервами кадров;

♦ мотивация эффективного труда;

♦ повышение профессионализма и компетентности работников;

♦ совершенствование форм и методов оценки кадров и результатов их деятельности;

♦ обеспечение правовых гарантий и создание условий для работы и профессиональной карьеры.

Об оценке эффективности

Эффективность реализации государственной кадровой политики оценивается  
с учетом достижения показателей социально-экономического развития страны. При этом учитываются ситуация на рынке труда, степень дисбаланса в спросе и предложении кадров, системность работы руководителей с кадрами, гражданская позиция работников и другие показатели.
Концепция позволит придать деятельности по формированию кадрового потенциала Беларуси более системный и скоординированный характер. Документ призван стать методическим ориентиром для кадровых служб и каждого руководителя, на которого возлагается персональная ответственность за кадровую работу.

Пути обеспечения государственной кадровой политики

♦ Жесткая производственно-технологическая, исполнительская и трудовая дисциплина;

♦ фундаментальные и прикладные исследования и разработки научно-методических рекомендаций;

♦ подготовка научных кадров высшей квалификации для государственно значимых сфер и организаций;

♦ совершенствование механизма их закрепления в отраслях экономики;

♦ совершенствование инструментов и методов информационного сопровождения государственной кадровой политики;

♦ финансирование мероприятий по ее реализации за счет средств республиканского и местных бюджетов, организаций и иных не запрещенных законодательством источников.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Сергеенко, Глава Администрации ­­Президента Республики Беларусь:

— Все мы понимаем, что достижение экономических результатов обеспечивают квалифицированные специалисты. От рабочего до руководителя предприятия, организации и министерства.  

Сегодня в стране выстроена многоуровневая система работы с кадрами. Для повышения качества этой работы указом ­­Президента утверждена Концепция государственной кадровой политики Республики Беларусь. Можно сказать, что сделан первый шаг в реализации стратегии Года качества.

Определены механизмы системного контроля работы с кадрами, согласованных действий всех субъектов по развитию кадрового потенциала на республиканском и региональном уровнях, совершенствования системы подготовки кадров, регулирования процессов трудовой занятости и иные меры. Особый акцент сделан на повышении ответственности руководителей за состояние работы с кадрами.

Приоритетные направления

В концепции определены приоритетные направления кадровой политики. Среди общих направлений: противодействие угрозам кадровой безопасности, совершенствование механизмов прогнозирования кадровой потребности, стимулирование кадров к повышению производительности труда и уровня квалификации, а также упорядочение процессов трудовой миграции.
Приоритетами на макроэкономическом уровне являются обеспечение подготовки востребованных специалистов, эффективное использование кадров и создание условий для полной занятости, на региональном — формирование благоприятной среды и условий для закрепления кадров на местах.
 Обновленной концепцией подчеркивается важнейший аспект современности.
На государственной службе необходимо обеспечить стабильность государственного аппарата, управляемость кадровым составом, действенность системы подбора и расстановки кадров.
МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

♦ Выстраивание руководителями всех уровней системной работы с кадрами и значительное повышение их персональной ответственности за надлежащее кадровое обеспечение;

♦ обеспечение согласованности действий всех субъектов по развитию кадрового потенциала на республиканском и региональном уровнях (от определения общей потребности экономики в кадрах до разработки и реализации региональных и отраслевых кадровых программ с выходом на микроуровень стратегического видения кадровой политики организаций и предприятий);

♦ совершенствование молодежной кадровой политики (подготовка к сознательному выбору будущей профессии, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, создание дополнительных условий и стимулов для закрепления на рабочих местах молодых кадров);

♦ развитие системы подготовки кадров, регулирования процессов трудовой миграции, а также цифровизация кадровой работы.

Материал подготовлен при участии главного управления кадровой политики Администрации Президента Республики Беларусь.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter