В интерьере куртин

На селе появляются современные магазины
На селе появляются современные магазины

Торговать в деревне непросто. Представьте себе 25 человек на одном квадратном километре. Легко потеряться. Именно такова, например, плотность населения в Копыльском районе. Покупателей вроде много, и вкус у них непритязательный, однако живут в десятках километров друг от друга и от райцентра. Да и как можно угадать наверняка, что в данный момент захочется увидеть на прилавке, скажем, разменявшей восьмой десяток Анне Ивановне Савчене из деревни Васильчицы? Других покупателей, то есть молодых и трудоспособных, в этой деревне на 76 дворов всего 20...

— Вот раньше материю, сатин, ситец продавали в рулонах, теперь нет, — жалуется мне Анна Ивановна, — а я бы купила и постельное сшила себе.

— Зачем же вам, бабушка, шить? — вмешивается в разговор заведующая магазином Людмила Новик и показывает на полки, где лежат наволочки, простыни и пододеяльники. — Вот у нас все есть, швейный цех шьет. Можно еще заказать.

— Так дешавей было б, — не сдается Анна Савченя.

Какая знакомая картина, между тем ловлю себя на мысли, рассматривая интерьер сельского магазина: стеллажи вдоль стен, на которых пол–литровые солянки, штабеля бутылок с газировкой и минералкой, сдоба, конфеты, горки круп, муки, сахара, эмалированный чайник, кастрюли, резиновые сапоги, галоши... Этой классической картинке из сельпо не один десяток лет. Из новшеств — холодильный прилавок с маслом, молоком, творогом, колбасами. Прежде крестьян этим не баловали. А еще хурма, яблоки, бананы и мандарины.

Райпо — уникальнейшая организация с точки зрения потенциальных возможностей. 131 магазин с отоплением, оборудованием, почти на 8,5 тысячи квадратных метров, 55 грузовиков и несколько сотен профессиональных торговых работников. И деревня нынче не та, что лет 5 — 10 назад. Обрастает капитальцем. По словам председателя ПСК «Семежево» Анатолия Жданени, некоторых работников приходится персонально приглашать за зарплатой. Забывают получить, говорит. Хотя заработки немаленькие: в среднем у специалиста — около 600 тысяч рублей в месяц, у рабочего — 400 — 500 тысяч. Плюс доходы от продажи молока, мяса, овощей с подворий. Словом, деньги в деревне есть.

За 10 месяцев года потребсоюз Копыльщины увеличил товарооборот на 11 с лишним процентов, есть кое–какая прибыль. Однако Светлана Полещук, председатель правления Копыльского райпо, не на шутку обеспокоена. Растут обороты и у конкурентов. «Каждый третий наторгованный в районе рубль достался частнику, продающему товар, грубо говоря, с колен, — рассказывает она. — Несколько раз в неделю машины, нагруженные всем — от иголки до буханки хлеба, объезжают местные деревни. В дни зарплаты и по выходным на центральной площади в Семежево — центральной усадьбе одноименного ПСК — стоит по 20 палаток. Даже мебель привозят».

Конкуренция. Выдержать ее нелегко. Тем более что потребкооперация больше, чем торговая сеть в деревне. По меткому выражению заместителя председателя Копыльского райисполкома Инны Былюк, это еще и своего рода банк, куда любое сельхозпредприятие может обратиться за помощью в трудную минуту. Например, на обеспечение питания механизаторов во время уборочной райпотребсоюз авансировал хозяйствам района более 300 миллионов рублей. Долг заберет мясом, до конца года.

Тем не менее нашлись деньги на ремонт и переоборудование семежевского торгового центра под евро. Кстати, об этом хотелось бы рассказать поподробнее. Товарооборот его в последнее время не превышал 30 миллионов рублей в месяц, а деревня–то большая, почти 1.300 жителей, одних улиц — 18. Значит, к частнику шли люди. Значит, нужно было думать, как переломить тенденцию... В мае нынешнего года райпо вложило 100 миллионов рублей в семежевский торговый центр. Магазин преобразился, ассортимент вырос в несколько раз, появился кафетерий. И покупатель новшество тут же оценил. «Уже в июне товарооборот увеличился вдвое, — говорит заведующая Людмила Коробко. — График работы продлили до 23.00, чтобы молодежи было где посидеть вечерком, отдохнуть. Ведь, как и прежде, в магазин в деревне ходят не только за покупками...»

И последний штрих. Потребкооперация на селе не только торгует, но еще и скупает излишки продовольствия. В этом сезоне все планы заготовки Копыльский район выполнил с темпом роста 135,5 процента: 420 тонн картошки, почти столько же овощей, 760 тонн фруктов, около того мяса и т.д. Говорили мы об этом с заведующей магазином в центральной усадьбе СПК «Ванелевичи». «Это раньше у коммерсантов цены были значительно выше наших, и народ активно продавал им скот, сейчас есть выбор», — комментирует ситуацию завмагом Светлана Борисевич.

Так что в интерьере полей и куртин сельская торговля не только выживает, но и живет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter