В интерьере интеграции

Наша политика в интеграционных объединениях вчера обсуждалась на совещании у Президента
Наша политика в интеграционных объединениях вчера обсуждалась на совещании у Президента

Тема для серьезного разговора возникла далеко не случайно. Наступивший год в контексте взаимодействия Беларуси с постсоветскими межгосударственными образованиями особый и весьма ответственный. Нынче наша страна председательствует в ЕврАзЭС. Через некоторое время к нам же перейдут председательские функции в Организации Договора о коллективной безопасности. Таким образом, как минимум на год Беларусь становится центром интеграционных процессов между государствами — бывшими советскими республиками. И словно наглядная тому иллюстрация — планируемый к проведению в Минске юбилейный саммит СНГ, приуроченный к 15–летию организации.

Да, в общем смысле наша политика по отношению к названным организациям определена давно и в перспективе меняться не будет. Беларусь, справедливо считая самым эффективным межгосударственным образованием союз с Россией, последовательно поддерживает все позитивные процессы, направленные на сближение с другими государствами. «Интегрируясь, мы движемся в правильном направлении», — подчеркнул вчера Президент. Однако нынешняя особая роль в ЕврАзЭС и ОДКБ обязывает, как отметил Александр Лукашенко, к четкому определению инициатив, которые будут исходить от белорусской стороны. Тем более что ближайший саммит глав государств — участников этих организаций пройдет уже в третьей декаде этого месяца в Санкт–Петербурге.

Из докладов министра иностранных дел Сергея Мартынова, заместителя Премьер–министра Андрея Кобякова, и.о. Госсекретаря Совбеза Юрия Кривошеева следует, что наряду с большой пользой от деятельности всех организаций есть немало и проблемных моментов. Например, некоторые члены ОДКБ ведут переговоры с НАТО о размещении на своих территориях воинских группировок альянса. Хотя очевидно, что гораздо продуктивнее было бы в диалоге с Североатлантическим блоком выступать, как говорится, единым фронтом от имени ОДКБ, что придаст авторитет и самой организации, и вес каждому ее члену в отдельности. Если говорить об экономической составляющей, то наиболее сложные моменты просматриваются в ЕврАзЭС. Это низкий уровень согласования единого таможенного тарифа (всего 62 процента), отсутствие единой ценовой политики на транзит грузов, что фактически блокирует белорусско–казахстанскую торговлю, несогласованность действий стран в переговорах о вступлении в ВТО. И именно на решение этих проблем будет нацелена деятельность белорусской стороны во время председательствования в организациях.

Наша стратегия работы в каждом из интеграционных образований будет четко прописана в специальных директивах Президента. Александр Лукашенко распорядился не тянуть с подготовкой этих документов. «Жду глубокого, научного и всесторонне проработанного анализа процессов, происходящих во всех структурах, прогноза их развития, эффекта нашего участия в них», — подчеркнул он. А в числе ближайших задач Президент назвал привлечение представителей не только от СНГ, но и ЕврАзЭС, ОДКБ к наблюдению за ходом предстоящих президентских выборов. Что касается детального представления Беларусью своего видения дальнейших вариантов конструктивного развития ЕврАзЭС и ОДКБ, то, думается, это будет сделано буквально через пару недель в Санкт–Петербурге.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter