В информационных сражениях пленных не берут

Вечный спор о яйце и курице - дилемма современной журналистики.
Вечный спор о яйце и курице - дилемма современной журналистики. Кто кого формирует? СМИ создают общественное мнение или общественное мнение - полосы газет и сетку вещания? Кто составляет меню из полуфабрикатов - штампов о людях, явлениях и целых странах? И вообще, актуальна ли еще достоверность? Или ее окончательно сменили виртуальные информационные продукты?

Не так давно имел я разговор, так сказать, в тему со знакомым бизнесменом. Тот давно оторвался от родных осин и живет и работает на два фронта - здесь и в Германии. Как-то утром среди свежей прессы, поданной на завтрак вместе с чашечкой кофе и круасаном (утренний ритуал делового человека), он увидел интервью с белорусским Президентом в качестве главного материала крупнейшего журнала "Шпигель". Вопросы корреспондентов были сколь стандартны, столь и тенденциозны - впрочем, судя по ответам, к этому интервьюируемый был готов, понимая, что журналистика - блюдо острое. Но вот что бросалось в глаза - это визуальное оформление материала. Какие-то невнятные снимки, как будто их вытащили из архива 50-х годов, отсутствие на них людей, хотя подписи говорили о современном Минске... Современностью там и не пахло, а ведь с помощью такого вот видеоряда формируется за рубежом образ Беларуси. В расчете на тех, кто никогда не пересекал "Западный Буг" и не приземлялся в минском аэропорту.

На деле же мне не раз приходилось наблюдать удивление тех, кто впервые видел Беларусь "живьем", а не в перевернутый заботливой журналистской рукой бинокль. Нетрудно догадаться, что такое сравнение всегда в нашу пользу.

В свое время вся Россия доказывала остальному миру, что среда обитания московских медведей - это зоопарк, на худой конец, цирк, но никак не Красная площадь или Арбат. Доказали. Для этого потребовалось сделать российскую столицу одним из самых дорогих и богатых городов мира. У Минска такой ресурс отсутствует, а посему вакциной против ложных стереотипов должно стать создание собственных информационных каналов, соединяющих нас с миром. Кстати, многие мои зарубежные коллеги отмечают готовность Президента к открытому и честному разговору на любые темы и с удовольствием этим пользуются. Интервью Александра Лукашенко регулярно печатают многие мировые СМИ как на Западе, так и на Востоке. В последнее время все активнее проникают на медийные рынки белорусские издания на иностранных языках - газеты "The Minsk Times" и журнал "Горизонты". Кстати, когда в Беларусь из Вены или Брюсселя едут политические комиссары, они ведь тоже создают информационные поводы в западных СМИ, но почему-то всегда с односторонним подходом. Езда по замкнутому кругу, однако...

Искажение реальности журналистами - штука опасная, с далеко идущими последствиями. Информационные войны, как и современная журналистика - американское изобретение, и они не раз расчищали пространство для танков и самолетов. Вот и за иракскую кампанию крест за боевые заслуги в первую очередь следовало бы вручить шефу Си-эн-эн, а уж только потом генералам.

А начиналась большая ложь с маленького обмана.

Жил-был молодой журналист Стивен Гласс. Жизнь его была сказкой, но на печи он не лежал, а буревестником реял над морем информации. Ненависть коллег компенсировалась любовью боссов, которые в 20 с небольшим сделали его ведущим журналистом ведущей газеты. Из-под его пера одна за другой появлялись на свет сенсации. Но вот незадача, в борьбе за славу талант писателя поборол в нем способности журналиста. Многие сюжеты, люди и даже цитаты рождались и существовали лишь в его воображении.

Это Голливуд, 2003 год, фабрика грез, фильм "Афера Стивена Гласса". Но так ли уж далеко от жизни такое кино? Отнюдь. С поиском прототипов у режиссерской команды не было проблем. Не так давно вслед за одним из таких глассов, делавшим свои "горячие" репортажи, сидя в Интернет-кафе на Манхэттене, в отставку вынуждена была уйти редактура флагмана американской печати - "Нью-Йорк таймс".

Почему журналисты грешат тем, что сами моделируют реальность, вместо того чтобы отражать ее? Ничего не попишешь, наша жизнь по большей части серый пейзаж, а добавишь здесь штрих скандальности, там мазок сенсационности, и картинка заиграла, ожила, а значит, стала более привлекательной для покупателя - конкуренция как-никак.

Но попытки списать неприятную ситуацию на издержки профессии, которые, по большому счету, не должны волновать широкого читателя, не находят поддержки прежде всего у самого читателя. Свежее исследование Колумбийского университета гласит: журналисты растранжирили запас доверия нынешнего поколения людей. В США с начала 90-х годов англоязычные газеты потеряли десятую часть своего тиража, а рейтинги вещательных компаний и вовсе "похудели" на треть. Впрочем, немудрено. Ученые обнаружили, что на телевидении абсолютно новую информацию содержали только 5 процентов всех сообщений. Большинство же "историй" просто излагались по-новому. Кроме того, по сравнению с прошлым снизились стандарты, в том числе в том, что касается контроля за достоверностью сообщаемой информации...

Крупнейший политик Уинстон Черчилль предупреждал, что можно обманывать ограниченное количество людей неограниченно долгое время, какое-то время можно обманывать всех, но всех и всегда обманывать невозможно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter