Из подполья за последние два года не вышел ни один автомобильный мастер

В густой гаражной тени

В ДЕРЕВНЕ Козенки Мозырского района автовладелец решил ремонтировать карбюратор автомобиля не на СТО, а в гараже у слесаря, которого порекомендовали знакомые. Заплатил он всего сто тысяч рублей вместо 300 тысяч, которые запросили на сервисе. Все бы хорошо, но машина после ремонта так и не поехала. Спор владельца с мастером закончился не в пользу первого, но у него хватило смелости обратиться в налоговую и попросить помощи.


«Серого» слесаря, как рассказал мне  начальник отдела оперативно-контрольной работы ИМНС по Мозырскому району Иван Шпаков, немедля привлекли к административной ответственности. А когда поинтересовались, почему же он работал нелегально, пояснил, что учится на заочном отделении, снимает квартиру и нужны деньги для ее оплаты. А поскольку разбирается в автомобилях, то арендовал гараж для ремонтных работ. Ну а поскольку заниматься этим планировал лишь время от времени, то и регистрироваться в таком случае не резон. 

Еще один смельчак-автомобилист и вовсе объявил войну очередной нелегальной автомастерской: снял видеоролик, на котором зафиксировал момент расчета с мастером-нелегалом, прислал его в налоговую и попросил такое вот нарушение закона немедленно устранить. 

Когда налоговики  стали разбираться в ситуации, то выяснили, что кустарный автосервис действует около восьми лет. Интересно, что автор ролика в числе его клиентов не значился, никаких недоразумений, например, по качеству ремонта у него не было. Просто ему надоело изо дня в день отвечать на вопросы автомобилистов насчет того, где и кто на его улице ремонтирует двигатели. Вот он и ответил сразу всем по существу.

Использовать в качестве автомобильных мастерских гаражи на территории кооперативов разрешено Указом №432 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 года №4», подписанный Главой государства 17 сентября 2013 года. Документ вступил в силу с 1 ноября 2013 года. Казалось бы, регистрируйся и работай. Но на практике умельцы из густой гаражной тени не торопятся выходить. Почему?

Во-первых, как рассказал на правах анонимности один такой нелегал, не всякий сегодня сможет собрать пакет документов, необходимых для регистрации. Одно, мол, только согласие членов гаражного кооператива чего стоит. А если тех больше сотни, то встретиться с каждым из владельцев, скажем, за день-два не получится, на месяцы ведь счет пойдет. 

Правда, Татьяна Кривостаненко, председатель гаражного кооператива «Чайка» в Мозыре, поясняет, что автомастерам, которые хотят легализоваться, необязательно встречаться со всеми членами кооператива, достаточно согласия группы уполномоченных. Однако и ее нужно сформировать. Допустим, выбрать с каждого гаражного ряда по 2—3 человека. Но даже если и эта проблема будет решена, вряд ли наш ремонтик получит разрешение на легальную работу. Главная проблема в том, что в «Чайке» нет канализации, гаражи стоят на возвышенности, а значит, сточные воды будут стекать к жилым домам, которые находятся в низине.

САНИТАРНЫЕ нормы, пожалуй, — преграда для многих гаражных автомастеров. Требований прописано немало, но как все выполнить? К примеру, нужно естественное освещение. Значит, надо вырубать окно в стене или на крыше. Потом обустроить бытовые помещения, поставить кулер с водой. Сами гаражные мастера обязаны носить спецкомбинезоны, сапоги, перчатки, поясняет врач-гигиенист отделения гигиены труда Мозырского зонального центра гигиены и эпидемиологии Юрий Шпилевич. Если предприниматель собирается выполнять сварочные или покрасочные работы, для этого тоже нужно отвести специально оборудованные места. В этом причина или нет, но, по словам Юрия Шпилевича,  за прошлый и нынешний год еще ни один человек не пришел с заявлением на экспертизу по соответствию его гаража санитарным нормам.

— Из подполья за последние два года не вышел ни один мастер, — показывает  на гаражи, где незаконно чинят машины, директор официального мозырского автосервиса Григорий П. — Несправедливо это: одну работу делаем, а подход к нам разный. Я создал рабочие места, сделал душевые, комнаты приема пищи, плачу налоги. А нелегалам все сходит с рук. 

Его автомастерская выполняет покраску авто, балансировку колес и ремонт кузова. Автосервис расположен в гаражном кооперативе. Григорий не скрывает, что по соседству около 10 нелегальных автомастерских. Кстати, за конкурентов он теневиков не считает. Говорит, что незаконные мастера не особо перебивают заказы. Здесь важна та репутация, которую заслужили тот или иной мастер и сервис. У Григория она довольно высока, к нему едут автовладельцы из соседних районов. «Да, — говорит мне парень из Лельчиц, — у Григория чуть дороже, чем у мастера в соседнем гаражном ряду, но у него же оборудование какое. А наряд-заказ, а чек, об оплате выполненных работ — в наше время это не мелочь».

ИЗ-ЗА подпольного гаражного бизнеса теряет деньги казна: ведь нелегалы не платят налоги. 

— Мы знаем, кто в гараже незаконно ремонтирует авто. Но попасть к ним, застать за незаконным промыслом трудно: запираются изнутри, работают только со знакомыми, — говорит  Иван Шпаков.

Наверное, поэтому местные налоговики с начала года зафиксировали лишь четыре случая незаконной предпринимательской деятельности в гаражах. Немного нарушителей оштрафовали в прошлом году — всего 14 гаражных мастеров. Негусто.

Впрочем, как быть с нелегальным бизнесом, каждая страна решает по-своему. В Польше под это переписали законодательную базу. В Литве сделали упор на конкуренцию, а значит, качество обслуживания — чтобы автомастерских открылось как можно больше. В Латвии теневиков поставили перед фактом: если не легализуешься, жди повсеместных проверок.

Думаю, что на данный момент последняя модель приемлема нам. В Министерстве по налогам и сборам пояснили, что пока никаких новых поправок в «гаражный» закон вносить не планируется. Коль так, плох закон или хорош, соблюдать его надо.


КСТАТИ

В 2014 году в Беларуси к административной ответственности за незаконное оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей привлечены 70 человек. С них взыскано штрафов более чем на 84 миллиона рублей. Конфискован доход на сумму более чем 333 миллиона рублей.

В ТЕМУ

Вячеслав АНТОНОВ, начальник управления налогообложения физических лиц ИМНС по Гомельской области:

— В республике на сегодня более 2000 официальных СТО. В Гомельской области 331 индивидуальный предприниматель. Они осуществляют деятельность, связанную с ремонтом авто. В основном в гаражах. Они могут иметь до трех наемных рабочих, обязаны платить единый налог в месяц вперед до первого числа включительно за техническое обслуживание и ремонт автомобилей, мотоциклов, мотороллеров и мопедов, восстановления резиновых шин и покрышек, диагностику. Для мастерских в Гомеле единый налог не такой большой — миллион 800 тысяч рублей, с привлечением физлиц — миллион 950 тысяч рублей. Для Мозыря единый налог — миллион 650 тысяч рублей, с привлечением физлиц — миллион 800 тысяч рублей. В городах районного подчинения Гомельщины единый налог — миллион 500 тысяч рублей, с привлечением физлиц — миллион 620 тысяч рублей. В деревнях — миллион 350 и миллион 470 с привлечением физлиц соответственно.
kovalev@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter