В Греции победу на парламентских выборах закономерно одержала Коалиция радикальных левых сил

В Греции есть СИРИЗА

В Греции победу на парламентских выборах закономерно  одержала Коалиция радикальных левых сил
Греки так долго терпели унижение, выполняя команды евротройки по затягиванию поясов, что исход досрочных парламентских выборов был предопределен. В воскресенье победу на них одержала Коалиция радикальных левых сил (СИРИЗА) на мощной волне обещаний отменить меры жесткой экономии и списать часть огромного долга страны, достигающего 320 млрд. евро. Улыбчивый парень по имени Алексис Ципрас, лидер СИРИЗА, очень удачно конвертировал недовольство греков в политический капитал. Но если бы реальные капиталы, исчисляемые в миллиардах долларов, так легко приобретались или терялись, как политические, в мире давно царил бы хаос. Но в том–то и дело, что победа СИРИЗА означает лишь следующее: что Ципрас почти наверняка скоро выйдет из кабинета премьер–министром, но это не означает, что Греция выйдет из еврозоны. В этом судьбоносном вопросе первоочередное значение имеет не то, что сказали на выборах греки, а то, что ответит страна, в руках которой находятся все финансы ЕС, — Германия...


Ципрас сказал: «Тройка для Греции ушла в прошлое», имея в виду крупнейших международных кредиторов страны — Евросоюз, Международный валютный фонд (МВФ) и Европейский центральный банк (ЕЦБ). Теперь он хочет договариваться с каждой страной, представляющей международных кредиторов, в отдельности. Причем не просто договариваться, а добиваться списания долга.

Ответа не пришлось долго ждать.

Новое правительство Греции не может рассчитывать на значительные финансовые уступки со стороны партнеров по еврозоне. Об этом заявил председатель Европейского парламента немец Мартин Шульц сразу же после выборов, утром в понедельник. Одновременно Шульц выразил сомнение в том, что Греция выйдет из зоны евро.

Что же касается смелых заявлений лидера Коалиции радикальных левых сил Алексиса Ципраса, одержавшего победу на парламентских выборах в Греции, Мартин Шульц заявил, что он не представляет, как тот сможет выполнить все свои популистские предвыборные обещания. «Между тем, что человек говорит в ходе предвыборной кампании, и тем, что в конечном счете может быть выполнено, несомненно, находится длительный этап переговоров. К тому же Ципрас — прагматик, прекрасно понимающий, что ему придется идти на компромиссы», — отметил глава Европарламента.

Кстати, по–моему, многие приписывают сегодня Ципрасу намерения, которых он и не имел. Разрушитель еврозоны... Левый радикал... Человек, вызвавший политическое землетрясение... Каких только эпитетов не приписывают этому человеку восторженные обозреватели, зачарованные лозунгами СИРИЗА. Правда заключается только в том, что возвышение Ципраса и победа возглавляемой им партии — это реакция греков на давление Евросоюза. Но это не значит, что сам Ципрас представляет собой антиевропейскую силу. Напротив, я читала множество интервью самого Ципраса в западных изданиях, где он прямо заявлял: мы — проевропейская сила, которая хочет изменить Европу, а не разрушить ее. Если британский правый Найджел Фарадж или француженка Марин Ле Пен хотят отстаивать интересы Великобритании и Франции, то Ципрас говорил, что его партия фокусируется на трансформации политики ЕС, а вовсе не на уничтожении самого Евросоюза.

В этом, кстати, ответ неожиданных трансформаций внутри греческого политикума. Помните неожиданный взлет греческих правых, и прежде всего партии «Золотая заря», на волне кризиса? Еще два года назад свои голоса за эту правую партию отдали 7 процентов жителей страны, а в прошлом году ее рейтинг вырос до 12. Казалось, что именно ей предназначалось быть каналом слива греческого гнева, но затем случились непонятные, я бы сказала, несистемные действия — убийство левого активиста, беспорядки, после которых «Золотую зарю» занесли чуть ли не в список преступных сообществ... В общем, на истеблишмент она не тянула, зато теперь такая перспектива открылась перед греческими левыми.

СИРИЗА в первую очередь ведет речь о деньгах, а с такими людьми всегда можно договориться, не случайно Шульц назвал Ципраса прагматичным человеком.

Что же касается «политических землетрясений», то вспомним, что эти слова говорились и во время выборов в Европарламент, когда туда массово прошли представители европейских правых партий. И что изменилось? Депутаты–бунтовщики спокойно заняли свои места в рядах истеблишмента, никто никаких европейских устоев еще не поколебал. И не поколеблет, пока Евросоюз нужен сильным странам, будем говорить прямо — нужен Ангеле Меркель.

Другое дело, что канцлер тоже весьма прагматичный политик и наверняка проведет работу над ошибками, которые из тайных стали явными во время греческого кризиса. А именно — о равенстве, а тем более равноправии всех членов еврозоны, рано говорить, постольку поскольку неравноправны их национальные бюджеты. Возможно, кластерная экономическая интеграция была бы гораздо предпочтительнее нынешней, политической. Впрочем, все эти вопросы так или иначе придется обсуждать в будущем, но это будет уже поиск общеевропейского решения.

Ну а если говорить о решении греческом, то немец Мартин Шульц не предложил ничего нового, кроме как укрепить греческую экономику путем инвестиций и увеличить доходы государства с помощью более эффективного налогообложения. А это значит сколько дать, столько и забрать. Вечный круговорот греческого долга в природе. На словах Ципрас с этим не согласен. Посмотрим, что будет на деле.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 15 (24645). Вторник, 27 января 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter