Эта неделя должна стать решающей в «греческом вопросе»

В греческом зале

Наступившая неделя должна стать решающей в «греческом вопросе», который вот уже не первый год является головной болью для Европейского союза. Греческая экономика хронически неплатежеспособна и годами сидит на «игле» внешних заимствований. По оценкам, с 2010 года иностранные кредиторы закачали в греческую экономику порядка 240 миллиардов евро. Помимо этого, происходили периодические реструктуризации, т.е., по сути, списание части греческих долгов.

Однако все эти меры не принесли какого-то существенного облегчения. Огромные средства, выделяемые Греции, уходили, что называется, на поддержание штанов или латание дыр. В первую очередь, выделяемые кредиты шли на погашение ранее набранных долгов. Это позволяло оттягивать окончательный крах греческой экономики, который, помимо сугубо экономических последствий, чреват серьезными имиджевыми потерями для ЕС. Банкротство Греции и возможный выход страны из еврозоны будет означать полный провал европейской политики в отношении этой страны и существенно подмочит репутацию всего европейского проекта. Существуют даже опасения, что выход Греции из зоны евро может спровоцировать распад всего валютного союза и, в конечном счете, ЕС. Учитывая, что евроскептицизм сейчас на подъеме и национальный эгоизм вновь входит в моду, эти панические ожидания могут быть не такими беспочвенными. Вот почему Евросоюз не скупился на многомиллиардные вливания, рассчитывая откупиться ими от греческого кризиса.

Разумеется, эти средства выделялись не просто так, а под структурные реформы в греческой экономике. Требования тройки основных кредиторов (ЕС, МВФ и Европейского центрального банка) сводились к максимальному урезанию бюджетных расходов (в т.ч. социальных обязательств) и повышению налогов. Критики этих реформ неоднократно указывали, что сами по себе эти меры не способны оздоровить греческую экономику и, более того, загоняют ее в порочный замкнутый круг. Ведь сокращение бюджетных расходов и социальных обязательств ведет к дальнейшему обнищанию населения, снижая его покупательскую способность и потребительский спрос, а высокие налоги душат бизнес. В итоге страна оказывается не в состоянии самостоятельно выбраться из долговой ямы и попадает в кабальную зависимость от кредиторов.

Тем не менее, предыдущее греческое правительство в целом послушно выполняло рекомендации иностранных заемщиков, что позволяло удерживать ситуацию в Греции под контролем и создавать иллюзию относительной стабильности. Все изменилось после прихода к власти леворадикальной коалиции СИРИЗА, которая снискала популярность у избирателей благодаря критике иностранных кредиторов и обещаниям отказаться от навязываемых ими мер жесткой экономии. Именно после прихода левых радикалов к власти всерьез заговорили о возможном выходе Греции из зоны евро и даже ЕС.

На практике же СИРИЗА пытается вести торг с тройкой кредиторов, но ведет его в намного более жесткой и напористой манере, к чему в Брюсселе, очевидно, не привыкли. Правительству Алексиса Ципраса удалось добиться отсрочки очередных выплат по долгам на четыре месяца, но этот срок истекает 1 июля, а расплачиваться с кредиторами Греции по-прежнему нечем. Ситуацию может спасти лишь очередной транш кредита, но тройка увязывает его получение с проведением все тех же реформ, основанных на экономии на всем (прежде всего, на собственных гражданах), на что правительство Ципраса идти не хочет. В результате возник переговорный тупик, и если выход из него не будет найден, Грецию ждет дефолт и, вероятно, изгнание из еврозоны.

Сам по себе выход из еврозоны в перспективе мог бы быть даже благотворным для греческой экономики, имей она индустриальный костяк. Ведь появление валютного и таможенного барьера с ЕС избавило бы местных производителей от европейских конкурентов, способствуя оживлению хозяйственной активности. Однако в ходе европейской интеграции Греция практически утратила всю промышленность: ставка делалась на развитие потребительского рынка и сферы услуг. Как результат – огромное количество «лишних людей», не способных найти работу и вынужденных отправляться в трудовую эмиграцию в более благополучные страны ЕС. Подавляющая часть продукции, потребляемой греками – это импорт из того же ЕС, который резко подорожает в случае введения национальной валюты. Таким образом, выход из зоны евро для Греции чреват катастрофой. Получается своего рода парадокс: при всем том, что проблемы Греции – во многом результат европейской интеграции, «отключение» от европейского проекта чревато еще более тяжкими осложнениями.

Греческое правительство судорожно пытается найти новые источники финансирования вне ЕС. Сближение с Россией, наметившееся после прихода СИРИЗА к власти, очевидно, направлено именно на это. Однако Москва, которая сама сталкивается с экономическими трудностями из-за политики санкций со стороны Запада, вряд ли готова оплачивать экономические проблемы Греции. Поэтому ничем существенным, кроме заверений во взаимном расположении, российско-греческие контакты пока не заканчиваются. Соглашение об участии Греции в строительстве Южно-Европейского газопровода (являющегося продолжением «Турецкого потока»), сможет принести свои плоды не раньше 2019 года, а долги надо отдавать уже сейчас.

Таким образом, в ближайшее время Греция рискует быть едва ли не самой горячей точкой в традиционно проблемном Балканском регионе.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter