В Государственном литературно-мемориальном музее Якуба Коласа создали 3D-реконструкцию предвоенного Минска

Этот короткий семиминутный фильм стал сенсацией выставки «Рухнувшие надежды», которая сейчас демонстрируется в Национальном историческом музее. Головокружительно красивая компьютерная анимация с птичьего полета воссоздает гипотетический облик предвоенной столицы.

— Это ни в коем случае не весь Минск, а всего лишь его часть, - говорит автор анимации Ахрем Белобровик. - Главный Минск – центр города – остался в стороне.

Что же мы видим в кадре? Парк Горького, улицу Фрунзе, Первую городскую электростанцию, Круглую площадь (ныне площадь Победы) и множество других объектов, которые попадают в зону видимости воображаемой видеокамеры.

- Диаметр этой зоны видимости – 8 километров, - поясняет Ахрем Белобровик.

А значит, в нее попадает и Большой театр, и штаб-квартира Министерства обороны, и костел Святого Роха, и Хладокомбинат №1.

Почему авторы фильма выбрали именно этот район?

Потому что здесь, на территории нынешнего парка Горького, был дом, в котором с 1927 по 1941 год жил Якуб Колас.

- Парк Горького - бывший сад “Профинтерн” - немного сдвинулся на северо-восток, и там, где раньше была застройка, теперь парковая зона, - поясняет ученый секретарь Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа, председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антон Астапович, который в основном и занимался научными изысканиями, необходимыми для этого проекта.

В первые дни войны практически вся эта застройка сгорела.

- Из-за зажигательных бомб, сухой погоды, южного ветра из центральной части города пламя перекинулось на другой берег Свислочи, - рассказывает директор Национального исторического музея Александр Храмой. - А здесь почти сплошь деревянные кварталы. Если посмотреть другие кадры аэрофотосъемки, там видно, что на месте этих кварталов сплошные воронки от бомб и пустыня, настоящая пустыня.

Как считает Александр Васильевич, в сравнении с другими деревянными кварталами – тем же Лавским предместьем, деревянная застройка в районе сада «Профинтерн» пострадала более всего. Этот район, включая довоенный дом Якуба Коласа, практически был стерт с лица земли.

Из этого понятно, почему Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа с таким рвением взялся за воссоздание облика этого района.

Автором идеи был Александр Васильевич Храмой, в ту пору директор Коласовского музея. В апреле он возглавил Национальный исторический музей, но работа над 3D-реконструкцией продолжилась, и ее результаты теперь можно увидеть в обоих музеях.

Собственно, с дома все и начиналось.

- Изначально мы с Александром Васильевичем Храмым договаривались, что я буду воссоздавать дом, - рассказывает исполнитель проекта Юрий Данилов, больше известный под псевдонимом Ахрем Белобровик. – А потом как пошел креатив! Если воссоздавать один дом, то давайте уже и двор! А если двор, так давайте всю улицу! А если улица, то что такое улица, если она не находится в контексте другой улицы?

Вот и получился в итоге весь район с огромной массой объектов.

- Наиболее знаковые объекты, а также ландшафт, рельеф и планировочная структура воссозданы целиком по архивным материалам, - заверяет Антон Астапович. - Научно обоснованно воссоздан наружный вид дома по адресу Войсковой переулок, 3, где с 1927 по 1941 год жил Якуб Колас. Деревянная архитектура восстановлена гипотетически, по аналогам той застройки, которая существовала в Минске.

 Как признается Ахрем Белобровик, сложнее всего было вычислить местоположение и размеры деревянных домов. Как ни больно об этом говорить, ориентирами порой служили пожары, запечатленные на аэрофотосъемке.

- А вот фонари и скамейки в парке – абсолютно подлинные! – с гордостью говорит Белобровик. – Посмотрите, как они изящны и хороши.

И действительно, когда смотришь на эти фонари, вазы, мосты, на лодочную станцию, на трамвайчик, курсировавший по Советской, понимаешь, что наши деды и прадеды умели жить красиво и достойно. Что культура города уже в 1930-е годы была на достаточно большой высоте.

- Смысл этого видеоролика заключается именно в том, что первые 6 минут 20 секунд на экране идет счастливый, прекрасный солнечный день, а 22 июня все резко и трагично обрывается, - поясняет Ахрем Белобровик.

Но в том-то и дело, что после войны город восстает из мертвых. И вновь на проспекте мы видим те же вазы, потому что они запечатлелись в памяти поколений. И тот же прекрасный парк радует детишек и взрослых. И это счастье будет с нами всегда.

juliaandr@gmail.com

Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter