Потенциал российского турпотока в Беларусь оценивается в 10 млн человек в год

В гости — как домой

В ближайшие годы нашу туротрасль ждет напряженная работа, обращают внимание эксперты индустрии гостеприимства. Поводом для приятного волнения становится увеличивающийся с каждым месяцем турпоток из России. Так, например, только в январе — марте экспорт туруслуг, сформированный преимущественно за счет гостей из восточной страны-соседки, возрос более чем на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, поделился промежуточными результатами замминистра спорта и туризма Олег Андрейчик. И это не в сезон и без учета трат индивидуальных туристов. Сколько вообще россиян может к нам приехать и что предстоит сделать, чтобы привлечь и удержать путешественников? «Р» выслушала мнения экспертов.

Важно не сбиваться со счета

В прошлом году экспорт туруслуг составил около 180 млн долларов. Более 143 млн долларов из них — вклад российских туристов, организованно, с помощью туркомпаний отдыхавших в Беларуси.
Впрочем, точных данных ни по количеству приехавших к нам, ни по их тратам нет ввиду открытой границы и имеющихся пробелов в формировании статистики. К слову, с этими же вопросами сталкиваются и соседи, когда говорят не только о белорусском турпотоке, но и о передвижении своих граждан между регионами. Варианты подсчета есть, но пока к ним есть вопросы. А это одна из проблем, которая, по мнению экспертов, сегодня мешает принятию управленческих решений в отрасли обеих стран, не позволяет оценить ее вклад в ВВП, достоверно оценить популярность того или иного направления и сделать прогнозы на следующий сезон.

— Мы видим, что взаимные турпотоки есть, они крупные и растут, но довольно хаотично. Так что нам очень нужна оперативная общая статистика для анализа и создания маркетинговой отраслевой политики в каждом отдельном государстве и Союзного — на рынке третьих стран. А также — о взаимодействии с каждым регионом, иначе мы попросту не до конца понимаем связи и не можем верно просчитать целесообразность открытия того же авиасообщения, — отмечает председатель правления Республиканского союза туристической индустрии Филипп Гулый.

Отсутствие точных данных создает и сложности с маркетингом, обращает внимание президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский.

— Несмотря на то что восточная часть России много ездит в Беларусь, не все воспринимают ее как популярную туристическую дестинацию, как, скажем, ту же Грузию. Поэтому, считаю, надо начать с конкретных мер по совместному продвижению определенных турвозможностей. И мы способны выделять на это ресурсы.

— Но без действенных инструментов оценки эффективности принимаемых решений ряд мер, в том числе бюджетное финансирование, затруднены, — дополняет заместитель председателя комитета Государственной Думы Российской Федерации по туризму и развитию инфраструктуры Наталья Костенко.

Помочь туристу финансово

Кстати, о бюджетном финансировании — пока региональном. Ряд субъектов России уже выделяют средства на продвижение отдыха в нашей стране. Свежий пример тому — турпроект «Башкирское долголетие», направленный в том числе на повышение качества жизни пенсионеров. В 2023-м из регионального он превратился в международный благодаря тесному контакту между нашими сторонами. Суть в том, что еженедельно вплоть до конца года к нам прилетают большой группой люди в возрасте 55—60 лет. Гости ночуют в минском отеле, а днем посещают, среди прочего, обзорную экскурсию по Минску, по МТЗ, едут на Курган Славы, в Хатынь, Мир, Несвиж, Дудутки, на БелАЗ. Остается еще время на процедуры, гастровечера и шопинг. Примерно треть стоимости тура субсидируется за счет правительства Республики Башкортостан. Выделяемая на год сумма составляет 20 млн российских рублей. Этого должно хватить на покрытие части расходов более чем 1,3 тысячи человек. А еще — укрепить взаимодействие между сторонами, поддержать турбизнес в сезон низкого спроса и в дни турспада, дать гарантированную заполняемость авиарейса между Уфой и Минском. По словам представителя Республики Башкортостан при Торговом представительстве Российской Федерации в Республике Беларусь Константина Климина, результатами проекта довольны. И останавливаться на этом не собираются: разрабатываются новые маршруты, в том числе в Брест, Гродно, а также тематические поездки по святым местам. При этом в пресс-службе Нацио­нального аэропорта Минск отмечают, что рейс из Уфы становится все более популярным. Поэтому планируется, что он будет летать дважды в неделю, — такой вопрос сейчас обсуждается сторонами. Теоретически помочь в заполняемости рейса может появление подобной турпрограммы или отправление организованных групп в Башкортостан — в июне в республику отправятся наши туроператоры.


— Открытие субсидируемых рейсов из российских регионов в Беларусь, безу­словно, увеличивает турпоток. И мы должны где-то подвинуться в цене, чтобы войти в проект. При этом условия ведения бизнеса в наших странах не одинаковы. Скажем, в России гостиницы освобождены от НДС. У нас — нет, и это влияет на стоимость. И, разумеется, регионы соседки ожидают взаимных перспектив по обмену организованными группами, чтобы этот интерес не иссяк, — акцентирует Филипп Гулый.

Найти общие интересы

Что еще может быть интересно соседям у нас? В топе спроса — санаторно-курортный отдых, экологический туризм, культурно-познавательный, с посещением образцов европейской архитектуры и замков. В тренде — патриотический туризм, считает депутат Госдумы, член комитета Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Алексей Волоцков. По его словам, на уровне Госдумы формируется программа детского туризма «Патриотическое кольцо России», которая объединит города-герои и воинской славы, обсуждается субсидирование перевозок групп.

— Думаю, эту концепцию можно реализовать совместно с Беларусью, — подчеркивает собеседник.

Еще одна перспективная тема, по его мнению, — речной туризм.

— Я возглавляю рабочую группу по развитию речного вод­ного и круизного туризма. Видим, что за пандемию и прошлый год количество плавсредств у населения увеличилось на 40 процентов — люди ищут способы отдыхать. В прошлом году речной круизный туризм вырос на 30—40 процентов в зависимости от типа, до 700 тысяч туристов, — такого никогда не было. Многие круизные компании сейчас расширяют флот и планируют новые маршруты, рейсы. Это позволит в 2023 году увеличить пассажиропоток еще на 20 процентов. Вместе с тем этот природный ресурс мы все еще мало используем. Для этого вырабатываем меры поддержки судостроительных предприятий, заинтересованных в покупке собственных плавсредств. Одновременно обсуждается вопрос развития общего речного туризма между нашими странами, — акцентировал Алексей Волоцков.

Тем временем инициативу развивает частный бизнес. Так, российская компания, специализирующаяся на водных круизах, открывает представительство в Беларуси и планирует популяризировать это направление.

— Жители России и Беларуси не знают, что внутри их страны можно отдохнуть в круизе. И решение этой проблемы должно идти вместе со строительством всей необходимой инфраструктуры, — поделился мнением генеральный директор Круизного центра «Инфофлот» Андрей Михайловский. — Мы открываем туроператорское представительство в Беларуси, так как у вашей страны есть большой потенциал, причем в обе стороны.

В свою очередь Филипп Гулый считает, что компания могла бы в перспективе поспособствовать обновлению белорусского речного парка — например, добавить хотя бы по два судна для экскурсий и круизов в пять областных центров, стоящих на больших реках. При этом привлечь российское кредитование.

Кстати, похожий тренд — интерес к водному туризму — наблюдается и у нас, у жителей крупных городов, обращает внимание Филипп Гулый.

— Сейчас мы хотим продвинуть концепцию развития водного туризма, но работа затрудняется ввиду того, что вопросы сферы лежат в компетенции разных госорганов и местных властей. Тем не менее необходимо искать единые подходы, чтобы туристам не приходилось переплачивать за аренду байдарок на выходных, чтобы вместо стоянки они могли рассчитывать на полноценный ночлег. И вся информация должна быть в телефоне, под рукой, — рассуждает председатель правления РСТИ.

Фото из архива «СБ»

Еще один популярный тренд — развитие автомобильного туризма, акцентирует Илья Уманский:

— Сейчас набирают обороты путешествия, в которых дорога от места жительства до места отдыха занимает не более дня или примерно тысячи километров. При таком подходе, считаю, можно создавать очень интересные продукты и маршруты.

В целом при продвижении белорусского туризма в регионах России важно помнить о так называемом законе полярности — привлекать гостей тем, чего у них нет, уверен Филипп Гулый:

— Для Центрального Федерального округа и Северо-Запада Беларусь интересна своей историей и культурой, жители этих регионов чувствуют свою сопричастность благодаря событиям Великой Отечественной войны, родственным связям. Для остальных важны наша европейскость, соборы, замки. Приятное удивление вызовут чистые улицы и природа. Любопытны ремесла и национальная кухня.

Спрос есть, время — предлагать

Наталья Костенко оценивает уровень турвзаимодействия между Беларусью и Россией катастрофически низким.

— Если судить по официальной статистике, 136 тысяч российских туристов въехало в Беларусь в 2022 году, из Беларуси к нам — 76 тысяч. Но потенциал огромный. По моим оценкам, до 10 миллионов человек мы можем увеличить поток. Откуда такие данные? Судите сами. Во-первых, Россия входит в топ-15 самых путешествующих стран, а значит, отложенный спрос будет только подогревать интерес к поездкам за рубеж. Во-вторых, еще недавно в страны бывшего советского влияния, с ментально привычной средой — Латвию, Литву, Эстонию, Польшу, Украину, Финляндию и страны Центральной Европы — выезжало, мы подсчитали, до 10 миллионов туристов. И на фоне внешних обстоятельств мы будем стремиться вкладывать и направлять внимание в те страны, которые являются нашими стратегическими и экономическими партнерами, хотят развивать взаимодействие, с которыми у нас есть культурные связи. С этих позиций Беларусь в приоритете.

Эксперт предупреждает: туристы сразу в таком количестве не поедут. Но ежегодный рост до такой отметки теоретически возможен. Другое дело, что мы сами должны понять, сколько готовы принять.

Фото из архива «СБ»

— Потому что Турция и Абхазия, самые крупные сегодня направления российского выездного туризма, принимают 5—6 миллионов человек в год. Да, у нас активно развивается внутренний туризм, но есть дефицит средств размещения до 500 тысяч человек. Вот еще потенциал, который могли бы перенаправить в Беларусь, — рассуждает Наталья Костенко. — А дальше продвижение турпрограмм не такая уж и сложная задача — рынок ждет новинок, предложений, куда большие потоки могли бы направить. Можем начать с туров выходного дня — мне кажется, их проще будет организовать. В этом ключе Беларусь вместе с Калининградской областью, Ленинградской, Санкт-Петербургом могла бы поток желающих отдохнуть в неком европейском формате принять на 2—4 дня.

Приравнять к своим

В продвижении отдыха в Беларуси делают ставку на российские туркомпании. Но здесь есть нюансы, мешающие охотнее смотреть в нашу сторону. Дело в том, что формально наши страны друг для друга — иностранные государства, передвижения между ними подпадают под критерии международного туризма. С одной стороны, это дает возможность наращивать экспорт туруслуг. С другой — туркомпании должны нести ответственность перед туристом на случай непредвиденных ситуаций. Варианты схожи, они прописаны в отраслевых законодательствах и ощутимы для некрупных компаний. К ним также выдвигаются доптребования по валютному контролю, страховкам туристов. Впрочем, эту проблему заметили, поясняет Илья Уманский:

— РСТ уже предложил Минэкономразвития отнести к внутреннему туризму ближайшие рынки, такие как Беларусь, Абхазия. Мне кажется, в нынешних обстоятельствах пора перестать относить их к выездному направлению. Здесь совершенно разные подходы к отправке туристов по сравнению с дальними странами. При поездках в них не формируются риски, которые присущи классическому выездному туризму.

Сработать на результат

Заместитель министра спорта и туризма Олег Андрейчик обращает внимание:

— Мы видим, что российский турпоток к нам растет — и по количеству прибываний, и по заполняемости средств размещения и санаторно-курортных организаций. Прибавляет и безвизовый въезд для Латвии, Литвы и Польши. У нас более 20 видов туризма, и по всем идет рост.

Там, где мы связаны прямыми полетными программами, мероприятий по взаимодействию будет много, а значит, и туристов, дополняет представителя регулятора Филипп Гулый. Он отмечает, что наши страны на фоне внешних обстоятельств продолжат сближение и в этом есть очевидная выгода для страны.

— Наша задача, пока российский и близкие к нам туррынки имеют ограничения на выезд, а инвестиции в собственную инфраструктуру хоть и идут семимильными шагами, но не позволят удовлетворить внутренний спрос, в ближайшие годы воспользоваться этим. А значит, надо максимально взять этот турпоток к себе, выдержать его наплыв, сохранив при этом качество услуг, чтобы гости уехали впечатленными, создать новые рабочие места и повысить глубину продаж, чтобы иметь клиентов в несезон, подтянуть кадры, искать способы удешевления турпродукта, параллельно работая над гармонизацией законодательства. Соответственно, предстоит привлечь инвестиции в развитие отрасли — как внутренние, так и российские, средства из третьих стран. Потому что сегодня нужно в том числе думать над тем, как мы будем загружать через десять лет еще не построенные объекты. И здесь можно начинать продвигать на рынки третьих стран Беларусь и Россию как единый турпродукт, — озвучивает позицию председатель правления РСТИ.


Белорусские эксперты турсферы сходятся во мнении, что в ближайшие годы отрасль ждет напряженная работа, требующая участия всех заинтересованных под эгидой регулятора.

druk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter