На Березовщине возрождают традицию, оберегающую дом от зла

В гости к птице счастья

Страна под белыми крыльями – это символическое название нашей республики. А может быть, имеется в виду именно березовская птица счастья, один из древнейших оберегов, знакомый нашим предкам с давних времен? Сама форма поделки напоминает солнце. Зачем наши предки сжигали голубков и как оживает традиция, недавно наделенная статусом историко-культурной ценности республиканского масштаба, узнаем в Березовском центре ремесел.



Точную дату рождения щепной птицы-оберега установить почти невозможно, однако директор Березовского центра ремесел Наталья КОВАЛЕВИЧ (на снимке) помнит, что такие фигурки украшали многие хаты, когда она была маленькой.

Старожилы вспомнили о такой традиции в двух деревнях – Судиловичи и Судники — на границе с Дрогичинским районом, неподалеку от Беловежской пущи. Защитницу подвешивали либо под соломенным пауком, либо над детской кроваткой. Наши предки считали, что она может отвести беду, собрать плохую энергию, и умышленно вырезали оберег из осины – иудина дерева. В то же время, охраняя семью от зла, крылатая помощница брала на себя негатив. Ее принято было сжигать под Рождество либо в костре на Купалье. Потому так сложно было в наше время найти старинные образцы голубков. Однако работники Дома ремесел успели расспросить о них мастера Николая Галабурду из деревни Судиловичи, который по памяти вырезал птиц счастья. Интересно, что это умение во время войны фактически спасло ему жизнь: ажурных птичек во время принудительных работ в Германии Коля выменивал на хлеб. Процесс создания традиционного березовского оберега в наше время зафиксировали на видео, и сейчас ремесло возрождает 23-летний умелец Александр Лавринович. 

  

В мастерской застаем молодого ремесленника за работой. Тонкий нож так и порхает в его руках. Из-под резца на этот раз рождаются не птицы, а рыбы — символы областного фестиваля юмора «Спораўскiя жарты». Новая традиция на смену старой? Как мне кажется, на Березовщине научились органично сочетать и то, и другое. Региональные фестивали, которые с каждым годом набирают популярность по всей республике, — хороший стимул для сохранения традиционной культуры, ведь их гости обязательно хотят что-то взять с собой на память. Туристам больше всего по душе не китайские обезличенные сувениры, а поделки ручной работы, которые не встретишь больше нигде.

Так и здесь – в Центре традиционных ремесел — есть не только устоявшейся березовской формы птицы счастья, но и аисты, и лебеди, и журавлики с вытянутой шеей. Каждый создатель этой красоты немного переиначивает традицию, ищет свои формы. Ну а Сергей Юркевич приноровился вырезать щепных красавиц из сосны. Однако это скорее украшение, а не оберег, как осиновые или липовые аналоги. Есть свои хитрости и у еще одного мастера – Александра Прокопчука.


Мастер Александр ЛАВРИНОВИЧ возрождает забытое искусство

Берешь птичку в руки – и она как будто дышит, ведь дерево не покрыто лаком. Тонкие лепестки оперения вырезать не так-то просто, нужна недюжинная мужская сила. Поэтому детям на мастер-классах самим брать в руки нож не позволяется – только наблюдать за работой умельца. Сначала чурку раскалывают на бруски по волокнам, а затем из одного вырезают туловище и хвост, из другого – два крыла. Затем все детали соединяют, причем можно обойтись даже без клея: когда натуральный материал высыхает, он сжимается.

Cкромная березовская птица счастья, оберег домашнего очага, к сожалению, пока мало известна даже внутри нашей страны, но перспективы у этого бренда региона весьма неплохие. Ведь сегодня те, кто узнает историю щеповой птицы, рады принести ее в свой дом как оберег и реликвию, подарок для ребенка.


Мастер Александр ПРОКОПЧУК готовит сувениры длярегионального фестиваля


В ТЕМУ

Семь чудес

В Списке нематериального наследия нашей страны птица-оберег стала 7-м объектом из Брестской области. Ранее в перечень попали обрядовый хоровод «Стрилка» (деревня Бездеж Дрогичинского района), танец «Споровская полька» (деревня Спорово Березовского района), обряд «Намскі Вялікдзень», который проводится в деревне Оброво Ивацевичского района, подвойное ткачество, сохранившееся в деревне Подбеле Каменецкого района, гончарное искусство из деревни Городной Столинского района и «Деревянный народ» резчика Николая Тарасюка в Пружанском районе.

yasko@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter