В глубинку и в мегаполисы

Крупный ритейл готов взять на себя даже торговлю автолавками

Отечественные торговые сети приходят в малые белорусские города и российские мегаполисы

В середине 2000-х торговля резко сменила свое лицо: появились гипермаркеты, бурно росли сети, образовались сильные торговые марки в ритейле. Этот год может стать знаковым для белорусской розницы. Многое зависит от формулировок в Законе «О регулировании розничной торговли и общественного питания». Конечно, белорусская торговля не изменится кардинально, но вот сменить «макияж», возможно, придется. И какой эффект вызовут те или иные нормы закона, которые сегодня бурно обсуждаются, еще не известно.

«Суть претензий бизнес-союзов не всегда можно понять, — говорит сопредседатель Ассоциации торговых сетей Андрей Зубков. — Они беспокоятся за сохранение магазинов шаговой доступности, но ведь 90 % сетей развиваются именно в формате «у дома». В Западной и Восточной Европе гипермаркеты существуют как в городской черте, так и за ее пределами в виде крупных торговых центров. Связано это не столько с законодательными ограничениями, сколько с дефицитом земли, а также ее дороговизной. Вряд ли найдется свободный участок в несколько гектаров в центре Лондона или Парижа. Да и его стоимость будет очень велика». Эксперт также отметил: в каждой стране ритейл развивается исходя из менталитета покупателей и других традиций.

Андрей Зубков признает: те или иные ограничения существуют во всех государствах. Но, прежде чем их вводить, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против». Прежде всего с точки зрения влияния регулятивных мер на уровень цен. Дело в том, что маленькие форматы не могут предложить покупателю наименьшей цены по базовым продуктам питания. За счет оборота крупные сети получают наибольший дисконт от производителей и поставщиков и имеют возможность максимально сократить логистические издержки. Например, оптимальные партии поставки фруктов из Латинской Америки на мировом рынке измеряются кораблями. Пока ни одна из белорусских сетей не может себе позволить роскоши «выбирать» такие объемы бананов или ананасов в Эквадоре или Коста-Рике: слишком невелики даже самые крупные представители отечественного ритейла в международном масштабе. Поэтому приходится пользоваться услугами европейских посредников, что увеличивает розничную цену в Беларуси. Ограничение же сетей на уровне 10 % практически не оставляет возможности отечественным розничным компаниям дорасти до уровня, когда они могут стать независимыми операторами.

Вообще же, спор о том, сколько надо магазинов и каких в небольших городах, пока несколько надуманный. Если спрос минчан на современное торговое обслуживание более-менее удовлетворен, в областных городах ситуация похуже, но терпима, то в большинстве райцентров попросту не хватает качественных магазинов. Как показало исследование, проведенное в январе Институтом социологии Национальной академии наук совместно с международной аналитической компанией «Nilsen», только 17,5 % жителей малых городов довольны местной торговлей. Остальные ждут прихода новых игроков. Причем большинство граждан знакомы с сетевыми магазинами: делали в них покупки в других регионах. Например, в «Евроопте» побывали до 75 % жителей населенных пунктов, в которых этот бренд не представлен.

А ведь в малых городах и сельской местности проживает около 2 млн. белорусов. Причем отечественные социальные стандарты предполагают достижение максимального равенства в стандарте жизни независимо от величины населенного пункта. Обычно прихода сетей и опасаются из-за засилья одного серьезного игрока. Но на периферии белорусский крупный ритейл готов взять на себя и социальные функции. «Евроопт» подготовил проект типового магазина с распределительным центром для развозной торговли автолавками, — рассказывает Андрей Зубков. — Уже год мы настойчиво пытаемся реализовать соответствующую программу в 100 малых городах Беларуси. Однако только в 10 % случаев местная власть пошла навстречу. В остальных районах сеть или получила отказ, или местная власть выделяла земельные участки, заведомо непригодные для строительства торгового объекта».

Что касается конкуренции сетей и независимых магазинов, то Андрей Зубков видит перспективы для развития торговли в принципе. Бизнес не использует многие возможности. Нет в республике закупочных союзов — объединений предпринимателей, которые способны получать дополнительные преференции от производителей за счет большого объема товаров. Практически не развита в рознице система франчайзинга. Пустуют ниши специализированных магазинов: булочных, кондитерских, магазинов, специализирующихся на мясных продуктах, полуфабрикатах, сырах, рыбе, различных деликатесах… «В странах ЕС существуют самые разнообразные форматы торговли — их несколько десятков, — утверждает Андрей Зубков. — И хотя на сети там приходится более значительная доля товарооборота по сравнению с Беларусью, конкуренция намного выше. И небольшие магазины успешно противостоят крупным форматам». По мнению Андрея Зубкова, эффект масштаба дает много преимуществ крупным торговым предприятиям, но сопровождается множеством недостатков. Например, приходится использовать стандартизированный ассортимент, теряются личностные взаимоотношения с покупателем, не всегда есть возможность подстраивать каждый магазин под специфику региона. На Западе, да и на Востоке, «малыши» научились использовать эти недостатки сетей себе на пользу, привлекая покупателей качеством обслуживания.

Впрочем, вопрос регулирования развития определенных форматов является еще и стратегическим для сбыта белорусской продукции. Например, в новом законе планируется прописать ограничения по максимальным срокам оплаты товаров. Представители сетей отмечают: замечание справедливо в отношении скоропортящихся товаров — молока, мяса, колбасы, но вот с продукцией с «длинными» сроками реализации могут возникнуть определенные проблемы. Не у ритейла, а у поставщиков. Недавно в концерне «Белгоспищепром» проходила деловая встреча крупного ритейла и производителей ликероводочной продукции. Оказалось, что сетевики и «гиперы» готовы «спуститься» со стандартных некогда 60 дней и до 40, 30 и даже 20. Но тогда, как отмечают специалисты, придется увеличивать оборачиваемость товара до этих сроков через сокращение ассортимента — останутся только 2—3 ходовые позиции — и объемов закупок. И никто не будет брать новинки: ведь никому не известно, удастся их продать за минимальный срок или нет. Готовы ли производители идти на такие условия? Эта деловая дискуссия продемонстрировала: крупные форматы сегодня являются, в некотором роде, гарантом стабильного сбыта белорусской продукции. Причем не только на внутреннем рынке.

В прошлом году, достигнув определенных успехов в Беларуси, ООО «Евроторг» со своей торговой маркой «Евроопт» дебютировало в России. Сегодня в соседнем государстве работают уже 12 магазинов. К концу этого года их количество планируется увеличить до 50 в Смоленской, Брянской областях, Москве и Подмосковье. Таким образом, у белорусских производителей — поставщиков «Евроопта» появляется стартовая площадка для развития экспорта и продвижения своего товара за рубежом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter