СПЕЦИАЛЬНЫЙ корреспондент АТН Руслан ТУРКОВ недавно вернулся из Германии, где проходили съемки нового военного цикла. Сценарист более 150 документальных фильмов, член Союза кинематографистов, специальный корреспондент АТН сегодня в гостях у «ТелеРадиоНедели».
— Руслан, приоткройте завесу тайны: в чем эксклюзивность нового проекта? Как будет называться?
— С названием мы пока не определились, обычно имя проекту присваиваем, когда собран и смонтирован весь материал. Всего же у цикла будет четыре серии, по пятнадцать минут каждая. Это совместный проект с белорусской компанией «Варгейминг», которая создала всем известную игру World of Tanks. Поэтому в сюжетах задействована компьютерная графика. Ведущий посредством такой графики будет помещен в центр самих боевых действий.
Мы пойдем по двум направления: подвиги, совершенные танкистами и летчиками на территории нашей страны. В каждой серии будет по два подвига — всего восемь.
Так, например, первый танковый таран на территории Беларуси, совершенный братьями Кричевцовыми — Константином, Елисеем и Минаем. Во время боя с немецкими танками неподалеку от деревни Лапы в их машину попал вражеский снаряд. Бронемашина загорелась. Экипаж решил — нужно идти на таран… С помощью компьютерных уловок ведущий окажется в центре событий и будет комментировать обстоятельства боя. В каждом из подвигов.
Расскажем и о битве под Сенно. Существует мнение, что самое крупное танковое сражение произошло на Курской дуге, где участвовали 1200 танков. Но, как оказалось, бой в Витебской области, чуть ли не в самом начале войны, превзошел бой на Курской дуге. Здесь сражались около двух тысяч танков. Исход боя замалчивался советскими историками — танки наши были бензиновыми, вспыхивали как спички. Много людей тогда полегло. Мы хотим, чтобы и молодежь знала об этом бое всю правду, как она есть. Вспомним также операцию «Багратион», бой на Буйничском поле под Могилевом, посредствам 3D-моделей сравним нашу технику с немецкой.
— Что больше всего запомнилось, а может, и удивило во время съемок в Германии?
— Там мы записывали историков и снимали местные немецкие музеи. Побывали в Берлин-Гатове — месте, где сейчас находится музей самолетов Люфтваффе. Раньше нацистские летчики именно там проходили подготовку. Часть экспонатов нам удалось отснять, но, конечно, основные съемки проходили в Москве и у нас, в Беларуси.
Когда в Германии разговаривали с историками, меня удивило и расстроило, что там постепенно забывают, кто освободил Европу. Многие уверены, что это сделали американцы и силы союзников... Побывали в страшном лагере под названием «Заксенхаузен», где проводили эксперименты по массовому уничтожению людей: вешали не по одному, а сразу по пять человек, уничтожали сотнями в душегубках, газовых камерах. Узнали, что в лагере разрабатывали систему… «гуманного расстрела». Тогда людей заводили якобы на медицинское обследование: в одной комнате они раздевались, их просили запомнить номер вешалки, тем самым давали надежду на то, что военнопленные вернутся в эту комнату за одеждой. Затем тех, у кого были золотые зубы, помечали желтой краской, для чего это делали, думаю, объяснять не нужно. Остальных отправляли в другое помещение— там сидел переодетый эсэсовец в белом халате, второй подводил к измерителю роста, на стене напротив были написаны буквы, которые предлагалось читать, и в это время человеку стреляли в затылок. Затем сжигали. И за два с половиной месяца сожгли 13 тысяч советских солдат. Так вот в этом месте нет даже информации на русском языке.
Снимали также и в германо-российском музее Берлин — Карлсхорст. На втором этаже там расположена небольшая комнатушка, где возле каждого предмета есть видеоэкран, на котором идет видео, связанное с этим предметом. Так вот, там была бита, и на видео эта же бита, которой избивают советского военнопленного. В этот музей заходили дети — они улыбались, смеялись, но когда выходили, у них были совершенно другие лица… Эффект ошеломляющий и производит гораздо большее впечатление, чем некоторые громадные комплексы с массой выставочных экспонатов.
— Как готовились к съемкам, какими источниками пользовались?
— Подготовительный этап был длительным — мы занялись разработкой темы три месяца назад. Я посещал наши музеи, был в госмузее истории Великой Отечественной войны, встречался с историками плюс использовал опыт прошлых программ — тот же «Символ Победы». Чтобы выбрать конкретно восемь тем, пришлось много поработать. Хотелось о военных событиях рассказать шире, и, по возможности, с очевидцами.
— Человеческие судьбы будут прописаны в новом проекте?
— Естественно, о таких людях расскажет наш ведущий. Когда на экране покажут восстановленный графически бой, допустим, первый танковый таран, идет стоп-кадр, и ведущий, проходя мимо этих танков, расскажет о судьбах людей, которые в данный момент находятся внутри танка. В их числе и те, кто жил в России, Украине, но войну застал в Беларуси и потом здесь и остался.
— Руслан, почему вам интересна военная тема? Может, родственники ваши, деды и прадеды были участниками Великой Отечественной?
— Этой темой интересовался с детства. Помню, будучи школьником, прочитал книгу «Никогда не забудем» — рассказы белорусских детей о том, что пережили они в дни Великой Отечественной войны.
Кроме того, два моих двоюродных деда погибли на войне. До подробностей их судеб пока не докопался, но знаю, что смерть встретили на реке Проня в Чаусском районе. А моя бабушка проходила в день больше двадцати километров — носила солдатам еду, знала, как тяжело им, вот и заботилась. Вообще, Могилевщина мне близка, родом я сам из Мстиславского района, родился в деревне Подсолтово...
Часто вспоминаю, как с женой впервые поехали в Брестскую крепость — это было лет восемь назад. Провел ей настоящую экскурсию, не хуже историка. Она немало удивилась, ведь прежде здесь я ни разу не был. А я знал каждый уголок — просто раньше изучил много документальных материалов, прочел немало книг, смотрел фильмы…
— Не возникало мыслей написать книгу на военно-историческую тему?
— Об этом пока не думал. Но есть идеи и сценарии для двух художественных фильмов, посвященных Великой Отечественной войне, сценарий шпионского фильма и деревенской комедии — о леснике, который в одиночку сражался против браконьеров, вырубающих лес.
— Какой аудитории адресован ваш новый проект: молодежи или все же людям старшего поколения?
— Для всех. Было очень приятно, когда программа «Символ Победы» обсуждалась на российских форумах и в одном из отзывов предложили включить ее для обязательного просмотра в школах. Что касается нового проекта, считаю своей обязанностью рассказывать о военных событиях, которые происходили на нашей земле.
К тому же с каждым годом ветеранов становится все меньше, а встретить человека, который был на фронте, еще сложнее. Поэтому как губка впитываю всю информацию, чтобы ее можно было передать дальше…
bizyk@sb.by
Фото автора