В движении

Отток квалифицированных кадров может остановить не только повышение зарплаты, но и создание условий для профессионального роста

Отток квалифицированных кадров может остановить не только повышение зарплаты, но и создание условий для профессионального роста

Стремление определенного количества жителей отправиться на заработки за границу уже давно не является для нашей страны чем-то из ряда вон выходящим. Как, впрочем, и для остального мира: трудовая миграция стала нынче обычным явлением. Но в нашем случае нередко в погоне за деньгами людей не останавливают ни шестнадцатичасовой рабочий день, ни тяжелейшие условия труда, ни прямая угроза здоровью. Большая часть наших соотечественников, представителей различных профессий — от преподавателя до химика-технолога, которые отправились в поисках лучшей доли за семь морей, в один голос говорят о том, что на новом месте работы обещанные “барыши” приходится добывать потом и кровью.

Не в деньгах счастье?

Сорокатрехлетний брестчанин Николай Болотников, строитель не только по образованию, но и по призванию, никогда не гнушался тяжелой физической работы, не сетовал на то, что частенько выходить на смену приходится и по выходным, и по праздникам. За прошлогоднюю зарплату в семь миллионов ежемесячно “пахал”, как говорится, на совесть. Однако когда друзья предложили заработать 12 тысяч американских “зеленых” за четыре месяца на стройке в Западной Сибири, долго не размышлял. “Что рассказывать? Условия адские. Причем никто там не заботится об организации охраны труда. Двое ребят из нашей команды привезли на родину закрытую форму туберкулеза. Меня, к счастью, минула чаша сия. Кто спорит, работать лучше дома. Здесь семья, здесь все же гораздо более человеческое отношение руководства к бригаде, зарплаты вроде на жизнь хватает. Но, с другой стороны, у меня две дочки поступили на платное обучение в вуз, уже лет десять мечтаем с женой нашу “двушку” продать и купить частный дом, родителям хочется помочь материально, какая там у них пенсия... Так что, думаю, рискну еще раз скататься на заработки. Хотя у нас, говорят, сейчас существенно поднимают зарплаты строителям. Может, даст бог, и не придется снова рисковать здоровьем...”

Действительно, государство поднимает зарплаты, предприятия и организации придумывают свои ходы, чтобы удержать работников и стимулировать их на более высокую производительность труда. Но люди все равно продолжают уезжать из страны. По данным Белстата, в нашей экономике в январе — августе текущего года было занято 4572,2 тысячи человек, что на 2,1 процента (или на 96 тысяч человек, а это примерная численность населения города Лиды!) меньше, чем в аналогичный период 2011-го. По данным Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД Беларуси, в прошлом году около полумиллиона белорусов находились на заработках за рубежом и только из России привезли 240 миллионов долларов...

Едва ли не первым среди государственных ведомств озаботилось возвратом своих кадров Министерство архитектуры и строительства Беларуси. По словам министра Анатолия Ничкасова, в сфере строительства запланирован значительный рост зарплаты в целом по отрасли, и в среднем заработная плата в скором времени может составить 10 миллионов рублей. В концерне “Беллегпром”, где в 2000 году работало 126 тысяч человек, сегодня осталось чуть больше 70 тысяч. Острая потребность в кадрах заставила руководство концерна разработать специальную программу, включающую в себя примерный перечень трудовых и социальных гарантий для сотрудников предприятий ведомства. Руководителям организаций рекомендовано всерьез задуматься о социальных выплатах, об увеличении продолжительности трудовых отпусков, о предоставлении работникам средств на найм жилья и обучении по целевым заказам.

— В принципе, легче всего сказать начальству: платите деньги — и люди будут работать! Но многие наши организации пока что просто не в состоянии начислять людям те полторы или две тысячи долларов в месяц, которые они, к примеру, могут заработать на своей должности в соседней России, — уверен независимый эксперт, кандидат экономических наук Владимир Лепеш. — Вот почему создание дополнительных рабочих мест на основе привлечения высокоэффективных иностранных технологий в экономику страны — на сегодняшний день реальный путь решения проблемы оттока кадров. Экономически развитые государства испытывают потребность как в  высоко-, так и в низкоквалифицированной рабочей силе. Возьмем, к примеру, Германию. За счет предоставления работы туркам страна смогла существенно поправить свое экономическое положение, пошатнувшееся в конце 1980-х годов.

Меньше слов, больше дела

Впрочем, отмечают специалисты, далеко не всегда первопричиной смены работы для многих представителей непроизводительных профессий является маленькая зарплата. По данным многочисленных социологических опросов, большинство белорусских учителей, к примеру, гораздо сильнее возмущается необходимостью мириться с бюрократическими предрассудками руководства, с обязанностью заполнять катастрофическое количество бумажек. А медики сетуют на недостаточное профессиональное развитие, “закисание” в должности какого-нибудь участкового врача.

— К сожалению, очень немногие организации в Беларуси вкладывают свои капиталы в сотрудников — в их обучение, развитие, — соглашается Владимир Лепеш. — Нам необходимо создавать такие условия, при которых профессионал получает на порядок больше преференций по сравнению с посредственным работником. Бонусы, премии, последипломное образование, развивающие курсы. Иначе большинство желающих испытать свои возможности не будут знать, куда им стремиться, а эффективно, но едва ли не задаром трудящиеся начнут всерьез готовиться к работе за границей.

— На самом деле единого для всех профессий рецепта, как остановить отток кадров из нашей страны, сегодня нет, — высказывает свое мнение начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Беларуси Николай Кохонов. —  Проблема намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Слишком многое зависит от нас самих — как простых работников, так и руководящего состава. Ссылаясь при каждом удобном случае на пример западных держав, например, Германии или Чехии, мы забываем о том, что там отношение к труду, к профессии совсем иное. Ни один немецкий или чешский педагогический вуз не примет студента с одним-единственным набранным по результатам тестирования баллом, как это, случалось, происходило у нас. Ни один уважающий себя строитель на Западе не будет класть асфальт в мокрую погоду, оправдываясь тем, что материал привезен, значит, простоев в работе быть не должно. Зато почти каждый заинтересованный в зарабатывании денег и в карьерном росте немец, чех, британец, француз или американец на протяжении всей своей жизни будет стремиться повышать свое профессиональное мастерство. А у нас четверть состоящих на учете в службах занятости и направленных на профессиональную переподготовку отчисляются за прогулы... Кроме того, есть серьезная проблема несоответствия услуг образования запросам рынка труда. Допустим, уволился специалист. А заменить его некем. Потому что у выпускников вузов не хватает практической подготовки. Да и руководство учреждений, в которых проходят практику студенты, не делает ничего для того, чтобы привлечь будущих потенциальных работников. Чаще всего от практикантов отмахиваются. И по прошествии нескольких лет начинают жаловаться на то, что на предприятии некому трудиться... А ведь кто, если не мы, будет воспитывать свою смену? Во многих организациях работа с кадрами у нас поставлена скверно. Всегда нужно помнить о том, что экономическое “завтра” любого предприятия, а значит, и всей страны, начинается уже сегодня.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter