Как не стать жертвой психолога

В душе по локоть

Хорошего психолога днем с огнем не сыскать? А жалобы на некачественную помощь слышны все чаще? Здесь мы ступаем на зыбкую почву. Ведь в этом вопросе понятия размыты. Кто прав и кто виноват? Некомпетентный специалист или клиент, который в душевном смятении «все неправильно понял»? Может, происходит это по той причине, что отношение к психологии как к науке в нашем обществе все еще не очень серьезное. Мол, не знаешь, кем хочешь стать? Поступай на психологический — получишь диплом, будешь сидеть на диванчике, слушать всякие небылицы. По мнению кандидата психологических наук, доцента Александра Сизанова, профессия психолога стала своего рода разменной монетой для профессионально несостоявшихся людей и тех, кто имеет личные проблемы. Но она же должна быть штучной, а не массовой! По каким таким «особым параметрам» отличить профессионала от, по сути, любителя–душеведа?



— «Психолог сказала, что у меня проблемы в социуме», «на консультации посоветовала сделать вот так», «поставила диагноз маниакально–депрессивный психоз» и так далее — это лишь несколько историй из жизни реальных людей. Но ведь психолог не имеет права давать советы: судьбоносное решение должно приниматься самим человеком, — уверена психолог–консультант, автор книг Ядвига Монич. — Ставить диагнозы — тем более, ведь мы получаем гуманитарное, а не медицинское образование. Задача профессионала — показать причину возникшей проблемы, чтобы человек смог понять, насколько своим отношением, восприятием, поведением причастен и ответственен за то, что происходит в его жизни. Также нельзя оценивать поступки клиента и его окружения. Однозначное нарушение профессиональной этики — делать прогнозы или запугивать типа: «Если сейчас игнорировать то, что ребенок нарисовал в этом круге, в дальнейшем у него возникнут проблемы с коммуникацией». А также сыпать терминами, обескураживая человека. И вместо того чтобы несколько раз повторить о «сенсорной адаптации», лучше говорить понятно и просто — об эмоционально бедной жизни в паре, пришедшей на консультацию. И вместе найти способы ее обогащения. Самое главное, что должен сделать специалист, — создать доброжелательную атмосферу и помочь понять человеку, что у него существует много способов выхода из ситуации.
Ядвига Монич

Нормально ли ходить к психологу 2 — 3 года с проблемой, которая никак не решается? Нет, однозначно! Если не происходит кардинальных изменений через 2 — 3 месяца работы, считает Ядвига Монич, вы тратите время зря. Ведь в наше время существует столько современных психологических методик и техник, что буквально на первом занятии можно почувствовать эффект. Иное дело, когда к специалисту обращаются в течение длительного времени по разным вопросам. Допустим, сначала пара решает проблемы в личной жизни, потом подрастающий ребенок может испытывать иррациональный страх, в дальнейшем возникают сложности в отношениях с родственниками супруга и прочее. Но это же вопросы разного уровня... Ядвига Монич твердо убеждена:

— Хороший психолог обязан постоянно совершенствоваться в профессиональном плане. Читать специальную литературу, посещать лекции своих же коллег, тренинги и так далее. Ведь чтобы быть в потоке, надо ехать со скоростью потока. К великому сожалению, сегодня не каждый психолог способен распознать: у его клиента не столько психологическая проблема, здесь есть необходимость в медикаментозном лечении. Например, если зашкаливает состояние тревожности, возникают частые панические атаки, то его следует отправлять к психотерапевту.

— Одно дело — помочь разрешить человеку его проблему, другое — поддержать его в неврозе. Если психолог выбрал второе, то почти всегда услышит от клиента, что он «хороший специалист». Ведь кто–то приходит отнюдь не разобраться в насущном вопросе, а услышать подтверждение, что тесть — сволочь, испортил всю жизнь... Разумеется, профессионал таких оценок давать не станет. И сразу выяснит, что клиент ожидает получить в результате, — позиция заведующей психологической лабораторией минского Центра пограничных состояний Татьяны Ушакевич. — Например, женщина со слезами на глазах просит вернуть ей мужа. Но когда ты говоришь, что сделать это не можешь, слышишь в ответ: «Как? Вы же психолог!» Говорю, что могу лишь попробовать найти пути решения создавшейся ситуации и укрепить веру в то, как жить дальше. Но здесь можно сразу попасть в «реестр» плохих специалистов. К сожалению, бывает так, что человек слышит лишь те слова, которые ему удобны. Если у кого–то при работе с клиентом проблема не решается долгое время, разобраться во всем помогает супервизия — привлечение коллеги, который, глядя на все со стороны, определит «слепые пятна» в общении. Это нормальная практика.

Татьяна Ушакевич
Опасность еще и в популярных тренингах, где людей учат «любить себя», «накачивать харизму», «быть позитивными» и прочее, не отдавая отчета, что кто–то имеет серьезные проблемы совершенно в иной плоскости. Как результат — уходит потом в тяжелую клиническую депрессию, даже совершает попытку суицида. Когда Татьяна Ушакевич только начинала учиться, их, студентов, убеждали, что не надо психологу бояться работать: мол, у одного именитого «сердцеведа» на показательной сессии человек ушел в психоз. Преподносилось это с лояльной оценкой — «что ж, и такое бывает». Но, анализируя тот случай, теперь Татьяна оценивает его как грубый непрофессионализм. Психолог не распознал склонность человека к подобной реакции, не отличил психотического пациента от невротического. И разрушил его механизмы защиты...

Лучше, конечно, выбирать психолога по рекомендации. Хотя это и не гарантирует, что его методы подойдут вам на 100%. Можно не сработаться. Тогда ищите своего специалиста. Ведь, как говорят, лучше плакать у психолога, чем смеяться.

Вопросы ребром

Говорят, в психологию часто идут, чтобы решить личные проблемы?

Это в общем–то, считает Ядвига Монич, верно. Чтобы качественно помогать другим людям, психологу обязательно надо проработать свои собственные «больные точки». И здесь помогает работа с коллегами. Психологу необходимо самому стать гармоничным человеком, желательно еще и счастливым. По мнению же Татьяны Ушакевич, в психологи еще идут порой, чтобы укрепиться в собственных значимости и всемогуществе. Очень опасно уйти в нарциссизм: дескать, ко мне, безгрешному, приходят неидеальные люди, на которых я смотрю с позиции «сейчас я вас вылечу».

Консультация — это малоприятно?

Да, надо быть готовыми к тому, что на каком–то этапе работа с психологом будет болезненной. Ведь когда углубляешься в психотравмирующую ситуацию, хочется просто сбежать или разрыдаться. Стесняться этого не надо: плакать у психолога — нормально. Важно проявить те эмоции, которые не можешь показать другим людям. А далее все обсудить и разложить по полочкам.

Цифра «СБ»

В Беларуси 20 вузов готовят специалистов-психологов — БГПУ имени М.Танка, Военная академия, Гомельский государственный университет имени Ф.Скорины и другие.

mart@sb.by

Советская Белоруссия № 189 (24819). Пятница, 2 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter