Школа ландшафтного дизайна. Урок девятый: средиземноморский сад

В духе Средиземноморья

Средиземноморский сад — название собирательное. Знаменитые шедевры итальянского ландшафтного искусства (сады Боболи, виллы Ланте, д’Эсте, дворец Фарнезе, остров-сад Изола Белла), утонченные мавританские сады Альгамбры, Хенералифе и Алькасара в Испании, лавандовые поля южной Франции — все это Средиземноморье. Но есть в них и общие черты.

Можно придать саду средиземноморский колорит, оформив его керамическими вазами или кувшинами. Наша ваза, выполненная сыном, художником-керамистом, отлично вписалась!

Не стиль, но стильно

Для воплощения средиземноморской фантазии следует учитывать определенные нюансы. Будем помнить, что в большинстве случаев в наших климатических условиях получается не садовый стиль, а, скорее, его стилизация. Важно, чтобы стилизованный участок сада гармонировал с окружающими строениями и растениями или желательно зрительно его изолировать, например, живой изгородью.

Если следовать за нашей фантазией далее и вспомнить, что средиземноморский сад обычно щедро залит солнцем, то становится очевидным: жаркий сухой климат не способствует сочно-зеленым газонам. Их там заменяют на мощение, которое занимает большую площадь, причем камень выбирается преимущественно светлых и теплых солнечных оттенков. А мы можем заменить натуральный камень керамической и терракотовой плиткой или гравием. Цвета для нашего «средиземноморья» выберем яркие и чистые: белый, желтый, красный, синий. А еще более нежные: голубой, розовый, охру и зелень темных оттенков.

В итальянском саду всегда много воды, и она в постоянном движении — неплохо бы и нам создать небольшой приподнятый бассейн с фонтанчиком. Среди растений преобладают вечнозеленые, хотя большинство их не выносит наших зим. Самшит — приятное исключение.

Пергола и патио

Есть два важных элемента, которые пришли из Италии, и без них не обходятся многие современные сады. Это пергола (навес для вьющихся растений) и патио (примыкающий к дому внутренний мощеный дворик под открытым небом). Перголы гармонично вписываются в большинство садовых стилей. Правда, теплолюбивый виноград винный лучше заменить на более зимостойкий девичий виноград пятилисточковый. А патио, пожалуй, есть практически возле каждого дома.

Пряный Прованс

Южная Франция — это Прованс с душистыми лавандовыми полями и виноградниками. В стиле Прованса лучше оформить террасу. Главные цвета — сливочный, белый и синий, оттенки моря и неба. Вынесите на террасу мебель или хотя бы стул, украсьте его текстилем с морскими или цветочными мотивами. А пряные травы создадут необходимую атмосферу.

Рай из Мавритании

Мавританский, или «райский», сад — вечнозеленый, красочный, восточно-сказочный, с непременным фонтаном и расположением в форме креста, с преобладающим синим цветом в орнаментах мозаики — пришел к нам из древнейших традиций Египта, Вавилона, Ассирии, Месопотамии. Такие сады появились еще в библейские времена и датируются 2—3 тысячелетиями до нашей эры. Это были роскошные по тем временам образцы садово-паркового искусства, выполненные в регулярном стиле.

Центром садового ансамбля в Египте всегда являлся дворец, раскинувшийся посреди большого количества прямоугольных бассейнов, ровных аллей и симметрично растущих деревьев. Каждый дворец в Персидской империи имел закрытый сад, в нем росли плодовые деревья. Эти сады персы называли парадизами, что и означало «закрытый сад». Ксенофон в 401 году до нашей эры ввел новое слово в греческий язык — pairidaeza, оно дошло до наших дней с измененным смыслом: «парадиз» — «рай».

Будем помнить, что в наших климатических условиях получается не средиземноморский стиль, а, скорее, его стилизация.

Родом из легенды

На территории Месопотамии, или Двуречья, садовый дизайн связан с расцветом культуры Ассирии и Вавилонии в VIII—VII веках до нашей эры. Для этого периода характерно строительство на террасах, насыпных платформах, которые возвышались над поверхностью улиц и имели ступенчатую структуру по отношению друг к другу. Надо полагать, именно таким методом в Вавилоне были созданы знаменитые висячие сады.

Согласно одной из легенд, вавилонский царь Навуходоносор II (605—562 годы до нашей эры) женился на мидийской принцессе. Чтобы она не тосковала по родной Мидии, он приказал возвести висячие сады. Однако другая легенда приписывает их сооружение легендарной царице Ассирии Семирамиде, которая, предположительно, правила Вавилоном в IX веке до нашей эры, за два столетия до Навуходоносора II. Отсюда и известное всем название — висячие сады Семирамиды, ставшие одним из семи чудес света. Эти величественные сооружения располагались на четырех ступенях террас, сужавшихся кверху. На нижних террасах были посажены деревья, а на верхних — кустарники и цветы. 

Далекий прообраз

Также существовал обширный парк, созданный ассирийским царем Саргоном II в VIII веке до нашей эры у города Хорсбада. В нем были высажены деревья, привезенные из других стран: кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, самшит, некоторые плодовые растения. Подобные парки предназначались для охоты и прогулок верхом. Они являлись прообразами парков пейзажного стиля.

Философские кущи

Садовое искусство Древней Греции в связи с завоеваниями Александра Македонского значительно подверглось азиатскому влиянию, но отличалось более свободной планировкой и структурой композиции. Это были герроны (священные рощи), философские сады для ученых бесед и частновладельческие кущи.

Герроны носили чисто мемориальный характер: скульптуры, архитектурные сооружения, лесные массивы. Городские площади озеленяли рядовыми посадками вдоль дорог. В частновладельческих садах цветочные растения являлись основным элементом. Здесь также использовалось террасирование — на террасах высаживали деревья и цветы, сооружали фонтаны. Герроны — еще один прообраз пейзажного садового стиля.
Легкий способ придать саду средиземноморский колорит — оформить патио растениями в терракотовых керамических контейнерах. Не используйте пластик: он сразу же сведет на нет все ваши старания! Уместны и подвесные корзины с яркими однолетниками. Создание средиземноморского сада может потребовать серьезных капиталовложений, но уголок в этом стиле по силам даже скромному бюджету.
БУДЬ В КУРСЕ

♦ Сердце мавританского сада — пруд, фонтан или канал. Традиционно для мавританских садов вода является большой ценностью, поэтому у фонтанов обычно нет напора, позволяющего струям бить высоко вверх. Небольшие журчащие ручейки струятся из высоких ваз, которые установлены по центру водоема, украшенного мусульманскими звездами.

♦ Растительность в таком саду обычно не подвергается стрижке и быстро заполняет все пространство между дорожками.

♦ Газон не используется, а декоративное мощение разноцветной плиткой или камнями напоминает узоры восточного ковра.

♦ В мавританском стиле не используют статуи и фонтаны, изображающие фигуры или лица людей, так как это запрещено мусульманской верой.

♦ Характерны перголы, крытые арки и галереи, увитые цветами и диким виноградом.

zurall@yandex.ru

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter