О смыслах и задачах интеграции на постсоветском пространстве

В духе Содружества и Союза

Разделяй мир и властвуй. На «сад» и «джунгли», на «правильные» и «неправильные» демократии, на экономики высшего уклада и государства‑лимитрофы с периферийной системой развития, даже мужчин и женщин делят на гендеры — такова идеология глобального Запада. Глобальный Восток призывает: давайте создавать единую судьбу для единого человечества — и здесь нам всем по пути. Между этими двумя гигантскими направлениями развития планеты — одна шестая территория суши, от Буга до Владивостока. Чтобы не смыл нас с политической карты очередной геополитический шторм, необходимо быть вместе. Это не значит, что полешукам, москвичам, сибирякам и каракалпакам необходимо переплавиться в одну глобализационную массу. Нет. Каждый должен остаться собой. Но, чтобы остаться собой, надо держаться вместе. Иначе не выстоим. Должны превратиться в условную Брестскую крепость. Не для войны — для того, чтобы спокойно засевать и убирать хлебные поля.

Общественный запрос на мир и единство

Как объединить потомков Александра Невского и Тамерлана, тех, кому по сердцу звон колоколов и призывы муэдзина? Только духом дружбы. Дружба не требует замещения, это прежде всего уважение друг к другу. Это то, чего так не хватает современному миру. Геополитическая культура постъялтинского мира навязывает либо партнерство, либо подчинение. Дружбы нет. И мы, страны, некогда входившие в состав СССР, можем стать уникальным интеграционным пространством дружбы.

Еще живы воспоминания о Союзе, еще мужчины из Казахстана ищут в социальных сетях своих сослуживцев из Беларуси, а выходцы из Донбасса помнят одногруппников из Узбекистана по Минскому лингвистическому. Пока живо поколение, воспитанное на книгах Юрия Бондарева и балетных постановках Арама Хачатуряна, пока заграничные саундтреки не выместили из нашей памяти добрую мелодию «Крылатые качели», а спичи героев голливудских саг — известные фразы из «Иронии судьбы», политики могут сделать многое. Общественный запрос есть.
Не потому ли посылы белорусского лидера об интеграции всегда внимательно слушают и одобрительно кивают журналисты, работающие на саммитах интеграционных объединений, будь то в родном Минске, благородном Санкт‑Петербурге или, например, в древнем Самарканде. Правда от Александра Лукашенко всегда звучит одинаково остро и востребованно.
При всей аутентичности мы похожи как никто. Как бы западные инвесторы ни старались превращать интегрированные между собой советские заводы в зияющие пустотой ангары, тонкие нити кооперационных связей остались. Именно под размеры белорусских лифтов возводили жилой фонд и в Екатеринбурге, и в Бишкеке. И именно Минск сохранил компетенции, советское наследие, на фундаменте которого можно строить новые формы интеграции. И экономической, и политической. От Союзного государства до ЕАЭС и СНГ.

Не только нефтепровод

Нефтепровод с говорящим названием «Дружба» имеет глубинный смысл. Углеводородные контракты должны были способствовать контактам между странами соцлагеря и Западной Европы. Кстати, именно единый рынок углеводородного сырья и стал предтечей создания ЕС. Это капиталисты! Зона евро могла бы объединяться еще и на культурной ниве христианства и Шекспира. Но все это отменили, американцы пытаются разрушить и экономическую кооперацию. Что нам до брюссельских страстей? Надо понимать: если заокеанские бенефициары поступают так со своими партнерами, то чего ожидать от них нам. Неужели события после развала Союза не привели нас в чувство?
Любые интеграционные объединения постсоветского пространства зачастую сводятся к экономическому базису. Единые рынки товаров, услуг и энергоносителей. Но наш Президент постоянно дает понять, что в этом деле надо ускоряться. Теперь еще и новая угроза — военно‑политическая. 

Не декларируемая, а уже открытая. Как ей противостоять, знаем. Говорили об этом и на недавнем саммите ОДКБ в Минске. Надо действовать! 
От борьбы с наркотрафиком до обеспечения безопасности в виртуальной реальности. Кстати, укрепление трансграничной безопасности и тесные контакты правоохранительных органов ОДКБ позволяют спокойнее спать европейцам. Как показывает практика, польская стена не отгородила и не защитила Старый Свет от новых потоков миграции.

Быть смелее и заметнее

Декабрь — месяц интеграции и уроков. В далеком 1991‑м весь мир облетели удручающие кадры поникшего флага СССР. Именно из дебрей белорусского Беловежья пришла новость, из‑за которой планета оскудела до однополярного мира. Но теперь Беларусь — это столица СНГ, а интеграционные площадки украшают флаги суверенных государств. Все страны повзрослели. Поэтому и по‑взрослому должны относиться к международным отношениям.
Александр Лукашенко всегда призывает Содружество быть смелее и заметнее в геополитике, конкретнее — в экономических проектах. Сейчас время Азии и новых возможностей — это цитаты нашего Первого. Вроде услышали и проснулись от морока надежд на благотворительность европейского инвестора.
Великая Победа, грандиозные стройки, новые корпусы университетов, атомные технологии, покорение космоса и многое другое — советское наследие. Это была кузница народов и стран, а теперь новое пространство. Где новая летопись интеграции оформлена в узорах вышиванок, хохломы и азиатской вязи, но под одной обложкой. Таковы нарративы белорусской политической мысли. Когда мы в духе дружбы, нас не победить.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter