Экскурсионные маршруты обходят стороной мемориальный комплекс «Вдовы»
В скорбном молчании фигурки доверчиво
Встали и смотрят с надеждой и верою,
Их силуэтами память увенчана,
Древы колышутся, словно портьеры.
Неисчислимы страданья и слезы.
Всех, кто погиб и в церквушке, и близко
Помним. И пусть напевают березы
Грустные песни. Склоняемся низко…
(«Павших ждут вечно», отрывок)
В Доры мы едем с автором этого стихотворения. Станислав Федченко не профессиональный поэт. Он архитектор. Говорит, трагедия, произошедшая в этой деревушке во время войны, затронула все струны души. И стихи родились сами собой. Но сперва появился мемориальный комплекс, одним из авторов которого он и является. Их было трое. Скульптор Николай Кондратьев, к сожалению, несколько лет назад умер. Еще один архитектор Ольга Ладыгина – пенсионерка, уже давно не работает. И Станислав Иванович в одиночку пропагандирует их общее детище. Разве это дело творца? «А что поделаешь?» — вздыхает архитектор. Ведь «Дорам» скоро 15 лет, а знают об этом мемориальном комплексе далеко не все.
…От Минска до Доров километров шестьдесят. Не больше.
Едем по Раковскому шоссе. На развилке дорог, около мотеля «Шараи», поворачиваем направо, и издалека видны четыре бетонные буквы — «ДОРЫ». Деревня эта большая. Здесь и Дом быта, и школа искусств, и почта. В общем, все блага. А в самом центре, около школы, — мемориальный комплекс.
— Рановато приехали, — вздыхает Станислав Иванович. – Через пару недель распустятся деревья, появится травка – тогда красота будет. Видели бы вы, как хорошо здесь летом!
— Убрали территорию сразу, как только сошел снег, — информирует директор местной школы Вера Суша.
На школьниках, можно сказать, и держится мемориальный комплекс. Они и подметут здесь, и деревья подстригут, и дорожки в порядок приведут, старшие при необходимости подкосят. Словом, очень бережно относятся к истории. Некоторые могут и не вспомнить, когда началась Великая Отечественная война, но о трагедии в родной деревне все знают чуть ли не с пеленок.
…Это произошло 23 июля 1943 года. С самого утра в деревне были слышны вы-стрелы. Немцы приказали сельчанам – от мала до велика – пойти в церковь и помолиться в последний раз. Кто отказывался, убивали на месте. И когда в церкви собралась вся деревня, ее охватило пламя. Заживо сгорели почти две сотни человек, в основном женщины, дети и старики…
— Знаете, как появились здесь «Вдовы»? – спрашивает у меня архитектор. – Пять деревянных скульптур страдающих женщин Кондратьев сделал очень давно. Они долго пылились в его мастерской, а потом мастер передал их в музей Великой Отечественной войны. Я об этом знал. И предложил скульптору взять эту композицию за основу мемориального комплекса. Он был категорически против. Но, обдумав, через несколько дней уже благодарил меня за хорошую идею. Те деревянные скульптуры и сейчас находятся в музее. Мы сделали «вдов» бронзовыми и увеличили их до четырех с лишним метров.
«Вдовы» — основной элемент комплекса. Женщины вглядываются вдаль, они по-прежнему ждут с войны своих мужей и сыновей. «Загінуўшых чакаюць вечна», — эти слова написаны и на камне, который первым встречается гостям при входе в мемориал. Авторы проекта в буквальном смысле откопали и «приподняли» над землей обломки стен исчезнувшей с лица земли церквушки, как бы символически обозначив ее местонахождение. Имена сгоревших в ней – на стеле, у подножия которой — бронзовые венки. Описывать мемориальный комплекс – дело неблагодарное, его надо видеть.
К сожалению, Доры находятся в стороне от трассы, гости сюда заезжают редко. И экскурсионные маршруты обходят эту местность стороной. Это подтвердила нам и директор рабочей группы по созданию краеведческого музея Воложинского района Наталья Ловчая. В районе находится тридцать три объекта, занесенные в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. Это памятники войны, древние строения, храмы… Но единой экскурсионной программы нет.
— Если к нам в город приезжают какие-то делегации, иностранные гости, мы всегда везем их в Доры. Мемориальный комплекс – наша гордость, — как бы оправдываясь, говорит Наталья Павловна.
И здесь на помощь приходят школьники. Вместе с учителями они разработали получасовую программу для посетителей. Рассказывают историю этой местности, читают стихи. Иногда заезжают сюда и случайные люди, поведала нам директор местной школы. Но это большая редкость. Родителей, привезших сюда своих детей, как это часто бывает в Хатыни, в Дорах видели считаные разы. А ведь по масштабу трагедии эту деревню называют младшей сестрой Хатыни…
Кстати
В Государственный список историко-культурных ценностей внесено почти пять тысяч объектов. Из них памятников архитектуры – 1655, истории – 1125, археологии – 1857, искусства – 67. Четыре объекта, находящиеся на территории нашей страны, пополнили список культурного наследия ЮНЕСКО. По словам начальника управления охраны историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры Республики Беларусь Василия Обламского, в ближайшие пять лет такой же статус получат еще пять объектов, среди которых Августовский канал и Брестская крепость. Всего же для внесения в список культурного наследия ЮНЕСКО предложено 18 объектов.