Литературовед Любовь Дуктова, человек увлеченный, неравнодушный, влюбленный в свое дело

В дорогу за смыслами

Литературовед Любовь Дуктова, человек увлеченный, неравнодушный, влюбленный в свое дело...

Сегодняшний наш собеседник — литературовед Любовь Дуктова, человек увлеченный, неравнодушный, влюбленный в свое дело. Прибавьте к этому глубину мысли, проницательность, благодаря которым Любовь Георгиевна не только профессионально анализирует книги классиков, но и прикасается к самым тонким граням их душ и сердец. Ее студенты на кафедре журналистики в Могилевском госуниверситете считают Дуктову мудрым преподавателем, одновременно принципиальным и мягким, возвышенным и лирическим. Любовь Георгиевна убеждена: ей есть что сказать миру, поэтому, продолжая преподавать, она не оставляет научную деятельность. Почему? Об этом наш разговор.


— Если говорить о воспитании в себе лидерских качеств, о желании вести за собой, то в определенный момент к человеку приходит понимание: ему уже мало именно на этом этапе того, что предлагает жизнь. Когда вы это почувствовали?


— В пору моей работы учителем в школе. Всегда хотелось вложить в детей куда больше знаний, нежели предусмотрено школьной программой. И вот однажды завуч делает мне довольно странное замечание: «Зачем вы их так учите? Зачем из них профессоров делаете?» Именно в тот момент я поняла, что роль школьного учителя это все–таки не мое. Нужен более широкий простор для профессиональной деятельности.


— Ступеньки в научный мир трудны и интересны одновременно. Подозреваю, что уже дипломная работа в вашем исполнении носила характер настоящего исследования.


— Ее темой были жизнь и творчество Анны Ахматовой. Меня интересовало все. И лирический настрой ее стихотворений, пронзенный одухотворенностью и глубокой печалью, и периоды жизни, которые так или иначе откладывали отпечаток на творческих исканиях. Я побывала во всех городах, где ступала нога великой Ахматовой. Не добралась разве что до Парижа. В этом наполненном духом романтики городе поэтесса встречалась с итальянским художником Амедео Модильяни. Для меня она яркая личность. Ахматова не зацикливалась на материальном, больше радея о духовном. Может быть, поэтому ее стихи читаются как откровения. Чтобы написать исследование, посвященное такой личности, нужно постараться заглянуть в ее душу. Временное расстояние здесь не помеха. Ведь потомкам оставлено богатейшее наследие.


— То же самое можете сказать о произведениях Ивана Шамякина, которым посвящено ваше «Послесловие».


— Да, это замечательный писатель, обогативший своим талантом белорусскую литературу и внесший огромный вклад в ее развитие. Мне хотелось знать и оценить все, до мелочей. Над «Послесловием» я работала год. Были свои трудности, ведь анализировала произведения 90–х годов прошлого столетия. А по этому периоду мало критических материалов. Но задуманное реализовано и оценено по достоинству. О важности этой работы говорит уже тот факт, что был подписан указ Президента относительно полного издания собрания сочинений Ивана Шамякина, в которое вошли не только художественные произведения, но и публицистика. Это также было инициативой дочерей писателя.


— Что в дальнейших планах?


— Аналогичная работа по произведениям Аркадия Кулешова.


— А в каких условиях работается лучше?


— В дороге, когда путешествую поездом. За окном меняются картинки природы, городов и сел. На бумагу ложатся новые мысли. И жизнь — это дорога, нескучная, прекрасная, если к ней пристальнее присмотреться.


— Вернемся к такому вашему качеству, как наставник. Можете сказать, что вам присущ дар педагога?


— Если студентам интересно на моих занятиях — это наивысшая оценка. Да, чтобы вложить зерно знаний в юные души, нужен талант. Вот простой пример. Если даже самый непревзойденный мастер журналистского слова не обладает педагогическими способностями, от его занятий мало толку. Нужно знать, как подать материал, чтобы он в дальнейшем заработал.


— А чему можно поучиться у студентов?


— Их непосредственности, молодому задору, жажде знаний, умению быстро осваивать новые технологии. Признаюсь, даже в сеть ВКонтакте меня привели именно мои воспитанники. А еще приятно, когда видишь, как успешно складывается судьба и карьера вчерашних выпускников. И если они неравнодушны к исследовательской деятельности, посвященной белорусской литературе, наполненной высокой духовностью, патриотизмом, гуманностью, моя преподавательская и научная работа выполняется сполна.


Беседовала Ирина ГОЦМАНОВА.

 

Советская Белоруссия №176 (24313). Четверг, 19 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter