Река Днепр в районе Смоленска может стать судоходной

В добрый путь из варяг в... Оршу

Река Днепр в районе Смоленска может стать судоходной

Не за горами тот день, когда белорусская Орша и российский Смоленск станут портовыми городами.


Заявления об этом с конца прошлого года стали мелькать на лентах информагентств Союзного государства. Дескать, пора возвращаться в славные 50–е, когда Днепр был судоходен не только в Беларуси, но и в России. Когда на пассажирском теплоходе можно было запросто повторить древний путь «из варяг в греки» или хотя бы часть его — от Смоленска до Орши и Могилева.

 


Этой весной подобные заявления из уст российских и белорусских чиновников зазвучали громче, особенно после того, как министр транспорта и коммуникаций Беларуси Анатолий Сивак побывал в Смоленске, где принял участие в заседании рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Смоленской области. На совещании в деталях обсуждалась и проблема восстановления трансграничных водных транспортных путей. Причем целью совместного проекта по очистке и углублению русла Днепра белорусский министр назвал открытие пассажирского судоходства между городами и поселками Смоленской и Могилевской областей. Не больше и не меньше...


А вот и совсем свежая информация: непосредственное участие в проекте примет белорусское предприятие «ДнепроБугводпуть», оно и займется этой самой расчисткой и углублением обмелевшего русла.


Об этом на днях сказал замруководителя Управления морского и речного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Александр Захаренко.


Прокомментировать эти сообщения мы попросили начальника Департамента по природным ресурсам и экологии администрации Смоленской области Романа Захарова:


— Действительно, вместе с белорусскими коллегами мы уже приступили к реализации проекта по расчистке и углублению русла Днепра в черте Смоленска. Работы будут выполнять белорусы, а финансировать — Федеральное агентство по водным ресурсам России в виде субвенций региону в размере 82,4 миллиона российских рублей.


По словам Романа Захарова, подготовительные работы начались в прошлом году, на сегодня вдоль русла уже готовы несколько площадок для складирования грунта, вынимаемого со дна Днепра. Со дня на день к работе приступят и земснарядчики. Ребята приехали из Беларуси с предприятия «ДнепроБугводпуть», привезли с собой всю необходимую технику, собрали ее на месте и практически готовы к работе.


Как пояснил Захаров, для смолян очистка русла Днепра — это прежде всего экологический проект. Поскольку вместе со сточными водами и ручьями в реку много лет попадало много вредных отходов, они оседали на дне, и их следует убрать. Но это лишь начало, первый этап намеченных мероприятий. После очистки дна планируется построить систему, которая бы вообще предотвращала попадание в реку песчаных наносов. И как только будет решена эта проблема, специалисты займутся укреплением и обустройством берегов, строительством причалов...


Для Смоленска днепровский проект очень важен, об этом говорит хотя бы то, что его реализация находится на особом контроле у губернатора области Алексея Островского.


Но очистка дна, которую вот–вот начнут белорусы, приведет не только к значительному углублению Днепра, предотвращению весенних половодий и экологическому оздоровлению реки. Эти работы послужат еще и предпосылкой для организации судоходства, о чем настойчиво говорят белорусы. Причем судоходства грузового, считающегося самым дешевым в мире, но и, конечно, пассажирского. Можно предположить, что туроператоры Союзного государства уже сейчас потирают руки, предвкушая открытие очень рентабельного трансграничного туристического маршрута по воде.


Российский Смоленск и белорусская Орша вновь, как и полвека назад, станут портовыми городами, а маршрут при желании и соответствующей политической обстановке можно будет продлить по Днепру аж до Киева.


Когда же это все случится? Когда жители Орши, Смоленска, любого приднепровского поселка смогут прийти к новехонькому причалу, чтобы «купить билет на пароход» и насладиться замечательным путешествием вдоль живописных берегов древнерусской реки?


Роман Захаров уверен, что при своевременном и достаточном финансировании никаких сложностей для быстрого завершения проекта нет. С этим можно согласиться, ведь не придется изобретать велосипед — до середины второй половины прошлого века Днепр в районе Смоленска был судоходным и оставался судоходным на протяжении полутора сотен километров — практически до Орши. Потом в силу ряда причин река стала мелеть, берега разрушаться. Никаких усилий для восстановления судоходства власти не предпринимали и пошли по самому легкому пути — в 1977 году Смоленский облсовет вообще запретил использование на реке теплоходов, катеров и даже... моторных лодок, сославшись на заботу об экологии. Последствия этого решения весьма печальны — судоходство пришло в полный упадок, тысячи судов остались гнить по берегам Днепра или в лучшем случае были отправлены на металлолом. Обмеление привело и к резкому загрязнению реки.


Спустя три десятилетия после запрета отдельные энтузиасты на свой страх и риск попытались вновь наладить судоходство. В 2008 году в черте Смоленска стал курсировать прогулочный теплоход «Смолянка», а следом и речной трамвайчик «Нептун», прибывший из белорусского Могилева. Наша газета об этом писала («СОЮЗ» от 19 августа 2010 года). Уже тогда эксперты убеждали власти, что водный маршрут Смоленск — Дорогобуж — Орша — Могилев — не фантастика. Тем более что на территории Беларуси Днепр судоходен практически на всем протяжении. Первый опыт энтузиастов, однако, не получил одобрения властей, хотя, как рассказывают, катание по Днепру на этих судах пользовалось у смолян большой популярностью. Увы, в 2011 году после трагедии теплохода «Булгария» на Куйбышевском водохранилище, унесшей 122 жизни, Смоленская транспортная прокуратура подстраховалась и запретила любое судоходство по Днепру, как пояснили, ввиду отсутствия (у реки) соответствующих разрешительных документов для безопасного плавания.


И вот очередной шанс. Надеемся, он будет успешнее.


...Мы связались с руководителем белорусской бригады, которая приехала в Смоленск, Виталием Тучей и спросили у него, когда земснаряд начнет работу?


— А мы уже стартовали, — последовал ответ.


По словам прораба, приехали 10 человек, все из белорусского Пинска. Местные власти разместили всех в одном из смоленских санаториев.


— Бытовые условия хорошие, — рассказал Виталий Туча. — Планируем до наступления холодов полностью очистить отрезок реки в черте города протяженностью семь с половиной километров. После этого займемся укреплением и обустройством берегов. Думаю, не за горами тот день, когда первый теплоход отправится в путешествие из Смоленска к нам в Беларусь.


Досье «СОЮЗа»


Днепр являлся одним из этапов знаменитого торгового пути «из варяг в греки», он связывал Киевскую Русь с Северной, Южную Русь, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Возник путь в конце IX века и брал начало в Балтийском (Варяжском) море, а заканчивался в Черном. Впервые термин встречается в «Повести временных лет».


Александр Бушев

bush@rg.ru

Фото Андрея Петухова

Советская Белоруссия №128 (24511). Четверг, 10 июля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter