"СГ" выясняла, насколько безопасна в предзимье жизнь в деревне

В деревне неБЕЗОПАСНО

ПРЕДЗИМЬЕ и половина декабря до солнцестояния — самое опасное время года. Рано темнеет, в воздухе повисает плотная изморось, улицы часто покрываются гололедом. Да и самочувствие наше, как утверждают медики, ухудшается из-за светового голода — снижаются способность сосредотачиваться, иммунитет. На эту пору, по словам специалистов, приходится наибольшее число чрезвычайных происшествий, травм, несчастных случаев на дорогах. Короткие зимние дни, как выясняется, только на руку и разного рода проходимцам и мошенникам. Насколько безопасна в эти унылые дни жизнь в деревне, выясняли корреспонденты «СГ».

У одних вечером хоть глаз выколи, у других и днем фонари горят 


ДЕРЕВНЯ Новополье Вороновского района находится всего в двух километрах от райцентра. Здесь 11 жилых домов, в которых проживает ровно три десятка человек. В том числе и шестеро детей. Одна из проблем, которая сегодня волнует местных жителей, — вечером на улице хоть глаз выколи.

— Этот вопрос я  поднимал перед районной информационной группой, но пока конкретного ответа   нет, — жалуется житель Новополья Виктор Нарбут. —  Детям на школьный автобус надо идти до автотрассы примерно 200 метров. Все бы ничего, но дорога ведет через лес. Днем еще ничего, а вот вечером и ночью – даже взрослому жутковато. 

В Витебской области сотрудники ГАИ проводят мониторинг оснащенности гужевых
повозок световозвращающими элементами.

Отсутствует и оборудованная автобусная остановка. Лидская ДРСУ пообещала ее сделать до конца года, но работы там не только не ведутся, но даже пешеходный переход почему-то убрали. А ведь все это на оживленной автомагистрали Брест — Рига. 

Председатель Переганцевского сельсовета Людмила Декан говорит, что рада бы помочь каждому, но, к сожалению, все упирается в финансы. Сельсовет самый большой в районе, на его территории свыше пятидесяти деревень. Только на замену ламп в уличных фонарях требуется более 20 миллионов рублей. Обычная лампочка стоит 140 тысяч рублей, а энергосберегающая — более миллиона. Где набраться на все денег? Потому стараются, чтобы в деревне горели хотя бы несколько фонарей. Правда, жителей это  не всегда устраивает.

— Что до Новополья, в котором вообще нет освещения, то этот вопрос будет рассматриваться сельсоветом при формировании бюджета на следующий год. Но каково будет решение, сказать не могу, — добавляет Людмила Станиславовна. 

В отличие от Вороновского района в Свислочском ситуация более оптимистичная. 

— Уличное освещение проверено повсеместно, в фонарях заменены лампы. Приняли предложение ГАИ, чтобы в агрогородках и населенных пунктах, через которые проходят автомобильные дороги республиканского и областного значения, наружное освещение работало все темное время суток. В остальных деревнях свет автоматически включается с наступлением темноты и выключается ровно в 24 часа. Утром загорается в пять часов, когда животноводы собираются на работу. Фонари горят во всех населенных пунктах. Даже там, где проживает хотя бы  один человек, — поясняет председатель районного Совета депутатов Виктор Субботка. 

По его словам, иногда сельчане даже звонили в органы местной власти и просили не жечь свет без надобности. Правда, были и противоположные звонки, поскольку не  всегда оперативно меняют перегоревшие лампы.

Геннадий ГИЛЬ «СГ»

gennadijj-gil@rambler.ru

Упала. Аклімалася. Гіпс


САЦЫЯЛЬНЫ работнік Докшыцкага тэрытарыяльнага цэнтра абслугоўвання насельніцтва Таццяна Жук, як звычайна, на веласіпедзе адпраўлялася на работу да пажылых людзей свайго ўчастка вёскі Варганы. Толькі паспела выехаць, як тут жа ўпала. Самастойна падняцца не змагла. У райбальніцы, куды яе завезлі, выявілі двайны пералом нагі.


Сама Таццяна пра няшчасны выпадак узгадвае:

— На вуліцы яшчэ было даволі чыста. А вось з калонкі, відаць, падцякала вада, і ўтварылася наледзь. Зверху яе за ноч прыцерушыў сняжок. Не паглядзела — і паплацілася...

За некалькі дзён перад гэтым выпала даволі многа снегу. І калі на шашы ён расчышчаны, а само палатно дарогі шчодра пасыпана пясчана-салянай сумессю, то ўся цэнтральная вуліца Варганоў ператварылася ў няроўны каток. 

80-гадовая Лідзія Парфяновіч стаяла, абапёршыся на кіёк, на ўзбочыне, якраз праз дарогу насупраць сваёй хаты, прыкідваючы, як пераадолець гэту ледзяную паласу. А вось даярка Ала Залатуха адважылася нават сесці на веласіпед.

— Да фермы тры кіламетры. Туды і назад — шэсць. Тры дойкі на дзень. Вось і набіраецца пад васемнаццаць кіламетраў. Не находзішся, — са спагадай яна акідвае свой двухколавы транспарт. — Ды і дарога ж не заўсёды такая слізкая.

А зусім побач, на шашы, снега- і лёдаачышчальныя машыны. Чаму б не завярнуць хоць адной на вясковую вуліцу?

Адрасую гэта пытанне Уладзіміру Місачэнку, дырэктару мясцовага ДРБУ-180, кіраўніку арганізацыі, якая і займаецца мясцовымі дарогамі. Між іншым, у фае прадпрыемства на сцяне шмат дыпломаў за добрую работу, а сам Місачэнка прызнаны адным з лепшых кіраўнікоў раёна.

У размове высветлілася, што дарожна-рамонтнае ўпраўленне абслугоўвае 760 кіламетраў дарог. Тэхнікі па колькасці як быццам бы і хапае, а на самой справе значная частка стаіць на прыколе. Аўтамабілі, якім па 12—13 гадоў, па сутнасці, згнілі ад солі. Ёсць 3 аўтагрэйдары і 5 трактароў “МТЗ”. 

Іх недастаткова, і таму заключаны дагаворы з сельгаспрадпрыемствамі раёна на ачыстку ад снегу іхняй тэхнікай. У прыватнасці, у Варганах цэнтральную дарогу якраз і павінна было прачысціць мясцовае сельгаспрадпрыемства “Барсучанка”.

Дзеля справядлівасці зазначым, што ў гэты дзень усе пяць аўтамашын ДРБУ-180 “салілі” ўнутрыгаспадарчыя дарогі ў Бягомлі, Бераснёўцы, Бярозках, Прудніках, Лясным і іншых населеных пунктах. Пад вечар лёд растаў і ў Варганах.

Але праблема заключаецца ў тым, як адзначыў Уладзімір Місачэнка, што амаль палова дарог — 45 працэнтаў — з асфальтавым пакрыццём. Прычым большасць пабудаваны яшчэ 30 гадоў таму. Палатно знасілася, разбураецца сельскагаспадарчай тэхнікай, асабліва вясной. Калі будавалі аграгарадкі, кіламетраў паў- сотні здолелі абнавіць. Засталося яшчэ кіламетраў сто. Як кажуць, пачаць і закончыць. І сродкаў на гэта пакуль няма. 

На недастатковае фінансаванне звяртае ўвагу і намеснік дырэктара КУП “Віцебскабл- дарбуд” Яўген Мычкоў. У папярэднія гады праводзілі рамонт 600—900 кіламетраў дарог мясцовага значэння. Цяпер — усяго 100 кіламетраў. Цяжкавата з тэхнікай, запчасткамі да яе. Сёлета, напрыклад, не атрымалі ніводнага “МАЗа”.

Пра дарогі Віцебшчыны даводзіцца пісаць не ў першы раз. У мінулым годзе жыхарка вёскі Марачкова Расонскага раёна Яўгенія Прохарава расказвала аб кепскай дарозе як да райцэнтра, так і ў іх вёсцы. Нядаўна патэлефанаваў старшыні Кля- сціцкага сельскага Савета Мікалаю Хамёнку і спытаў, ці змянілася што да лепшага. Ён паведаміў, што не толькі падсыпалі дарогу, але і параўнялі выбоіны на вуліцы ў самім Марачкове. 

Вось толькі начальнік Расонскай аўтакалоны № 10 Цярэнцій Падвіцельскі ніяк не згодзен з тым, што наведзены поўны парадак на азначаным маршруце і іншых. Кожны дзень на выбоінах ламаюцца рэсоры ў аўтобусах. А ў Марачкове, дзе засыпалі вясной ямкі, па сведчаннях мясцовых жыхароў, яны зноў такія ж. 

Уладзімір САУЛІЧ, «СГ»

saulich@bk.ru

Фота аўтара 

Украсть за минуту


ВЧЕРА в республике завершилось специальное комплексное мероприятие «Внимание — возраст!». Инициатором его выступило Министерство внутренних дел, а главной целью акции стало повышение уровня безопасности людей преклонного возраста.

Из года в год любители легкой наживы морочат головы тем, кому за семьдесят, порой обирая их до нитки. Схемы обмана стары как мир, но клюют на них некоторые доверчивые бабушки и дедушки с неизменным постоянством. В Ельском районе, например, пенсионерка радушно распахнула дверь дома двум незнакомым женщинам, попросившим воды. Исчезновение из платяного шкафа 1100 евро и 2 миллионов 800 тысяч рублей она обнаружила только на следующий день. А в Лельчицком районе недавно одинокая женщина после визита лжесоцработницы недосчиталась 7,5 миллиона рублей, которые хранила в коробке на кухне.

— Увы, но краж и мошенничества, совершенных в отношении пожилых людей, из года в год меньше не становится, — рассказывает заместитель начальника управления охраны общественного порядка и профилактики УВД облисполкома Михаил Осипов. — Проходимцы под любым предлогом проникают в квартиры к старикам и завладевают их имуществом или сбережениями. Здесь срабатывает простейший закон психологии: преступники знают о добродушии и доверчивости пожилых людей, известны им и все их незамысловатые схроны: в шкафу под бельем, под матрасом, в серванте... Этим и пользуются. Минута — и денег, которые откладывали годами, нет. Приезжаешь на место происшествия — и хоть плачь: потерпевшие приметы воров не помнят, почему впустили их в дом — не понимают. 

— Дом одиноких пенсионеров мошенникам вычислить несложно, — отмечает участковый  Петриковского РОВД Евгений Домосевич. — Как правило, простые занавески на окнах, подоконники со столетниками… Поэтому мы постоянно говорим им: не спешите открывать дверь, пока не убедитесь, что человек к вам пришел с добром. Но справедливости ради стоит отметить, что многие, прочитав в газете или узнав из телепередач об уловках мошенников, обходят их за километр.

Наталья ВАКУЛИЧ

Nvakulich2015@mail.ru

Тринадцатый штраф — последний


В ПОСЕЛКЕ Речица на Столинщине у всех на устах трагедия, случившаяся в конце ноября. 52-летний мужчина переходил проезжую часть вне пешеходного перехода. Время было вечернее, световозвращающим элементом себя он не обозначил, и у 44-летней жительницы поселка, управлявшей автомобилем «Хёндай-Лантра», не было шансов избежать наезда. 

С закрытой черепно-мозговой травмой, тяжелым ушибом головного мозга и другими ранениями пострадавшего доставили в реанимационное отделение Столинской центральной районной больницы. Но, несмотря на все усилия, спасти его не удалось. Примечательно, что до трагедии нарушителя 13 раз привлекали к административной ответственности за игнорирование Правил дорожного движения, в том числе за нахождение на проезжей части без фликера в темное время суток.




В подавляющем большинстве торговых точек Брестчины световозвращающие элементы всегда в продаже. И сейчас, когда большую часть суток на улице темно, они на витринах в широком ассортименте. Цены — от 3500 до 8500 рублей. 

— Наши жители их покупают, — вводит меня в курс дела заведующая магазином агрогородка Молодово Ивановского района Людмила Кузюр. — Но чаще всего своим детям. Малыши, к слову, в этом плане самые дисциплинированные. У каждого на сумке, рукаве куртки или на шапочке в темноте светится яркий огонек. 

Завмаг, которая на работу добирается из соседней деревни, тоже всегда носит фликер. Убедилась на собственном опыте: даже когда идешь по освещенному тротуару или пешеходному переходу, на дороге лучше обозначить себя. 

Но не все сельчане так считают. Уезжаю из агрогородка, когда на улице сгущаются сумерки. Навстречу по обочине дороги идет пожилой человек. Заметив появившуюся сзади машину ГАИ, тут же сворачивает на тротуар. Правда, убегать уже поздно. Инспекторы останавливают нарушителя, проводят с ним профилактическую беседу. 

В Молодово сотрудники ГАИ дежурят чуть ли не каждый день. Возможно, благодаря этому ДТП здесь большая редкость. Но, к сожалению, такие факты в последние дни участились в Столинском, Жабинковском, Малоритском районах.

Подобных примеров в области десятки, если не сотни. Например, в областном центре утром первого декабрьского дня всего за один час под колесами автомобилей оказались 6 человек. К счастью, все остались живы. 

— В сельской местности интенсивность движения не такая высокая, — говорит начальник отдела агитации и пропаганды ГАИ УВД Брестского облисполкома Наталья Сахарчук. — Но там другая беда: улицы освещаются хуже, а световозвращающие элементы, как правило, носят единицы. 

Между прочим, нарушителей инспекторы ГАИ могут наказать предупреждением (на первый раз) или штрафом от 1 до 3 базовых величин. Если пешеход будет в состоянии алкогольного опьянения, ему придется раскошелиться на сумму от 3 до 5 базовых величин. Тем не менее на многих эти меры не действуют, им, как говорится, и море по колено. Правда, до того момента, пока за собственную беспечность им не приходится расплачиваться здоровьем, а то и собственной жизнью. 

Александр КУРЕЦ, «СГ»

kurec.a@mail.ru

Уроки рокового вторника


17 НОЯБРЯ в Круглянском районе произошла ужасная трагедия. В деревне Михейково в 7.30 утра погиб 15-летний подросток, вместе с другими детьми и взрослыми спешивший на остановку, чтобы успеть к школьному автобусу. Парнишка погиб на глазах у матери. Как и его попутчики, он шел по обочине, со светоотражающим элементом. Сбивший его водитель потом говорил в свое оправдание, что объезжал выскочившую на дорогу собаку. Однако никто из очевидцев никакой собаки не видел, зато экспертиза установила другое: виновник ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения.


Конечно, случай из ряда вон выходящий, особенно для благополучного Круглянского района, в котором сельские дети традиционно окружены заботой. И все же, какие уроки сделаны из трагедии на Могилевщине? Созданы ли дополнительные условия для безопасности на дорогах для сельских школьников? Ведь сегодня темнеет рано, светает поздно. 

Как выяснилось, педагоги близко к сердцу приняли трагедию. Начальник управления образования Могилевского облисполкома Владимир Рыжков рассказал:

— Совместно с ГАИ мы обследовали все места посадки школьников в автобусы. В проблемных, там, где были хоть малейшие опасения за безопасность ребят, оборудованы площадки для разворота школьных автобусов. Они  не будут теперь разворачиваться в непосредственной близости от детворы или давать задний ход. Таким образом, исключена даже малейшая вероятность, что кого-то случайно заденут. 

Владимир Владимирович рассказал, что вообще-то Могилевщина — один из самых благополучных регионов по укомплектованности школьными автобусами. За последнюю пятилетку этот вид специального транспорта приобретался  ежегодно. Техники старше 10 лет в регионе мало. А исправный транспорт — залог безопасности.

Кроме того, как и положено, в каждом школьном автобусе детей на занятия и с занятий сопровождают  два педагога. Посадка и высадка юных пассажиров осуществляются только в хорошо освещенных безопасных местах. 

Сельские педагоги и раньше тщательно следили за тем, чтобы у каждого ученика обязательно был фликер. А сегодня отвечают за его наличие чуть ли не наравне с родителями. Постоянно напоминают каждому школьнику и папам-мамам о необходимости иметь светоотражающие элементы. Принята и не самая популярная, зато необходимая мера: ежедневно до начала занятий у каждого сельского школьника проверяют наличие фликера.  Это принесло свои результаты: теперь среди ребят почти не встретишь «забывчивых». 

Не остались равнодушными к страшному ДТП и сотрудники Госавтоинспекции Могилевщины. Начальник отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД Могилевского облисполкома Евгений Жилинский также рассказал, какие меры принимаются для безопасности школьников: 

— Мы и раньше ежемесячно в единый день безопасности бывали в каждой школе, в том числе и сельской. Беседовали с ребятами, их родителями, учителями. Правилам дорожного движения начинаем обучать детвору со старшей группы детского сада! Теперь же, когда впереди школьные каникулы, проведем неделю безопасности. Ведь когда дети ходят на уроки, они постоянно под присмотром учителей, воспитателей групп продленного дня. Во время же каникул многие останутся предоставленными сами себе — ведь родители на работе. Очень важно, чтобы во время зимнего отдыха ребята не стали жертвами ДТП. 

Да, для безопасности сельской детворы на дорогах делается многое. И все же такие деревни, как Михейково, всегда будут зоной повышенной опасности. Четную и нечетную стороны таких населенных пунктов разделяют довольно оживленные трассы. С одной стороны, сельчанам очень удобно — легко добираться до райцентра, других городов. Вышел на остановку, дождался автобуса или «тормознул» частника, сел — и поехал. С другой, в дождь, гололед, во время снежных заносов в таких населенных пунктах надо держать ухо востро. Того и гляди кто-то на большой скорости не справится с управлением, выскочит на обочину. Сотрудникам ГАИ, считают сельчане, дорожникам не мешало бы детальней обследовать такие населенные пункты, разместить в них больше знаков, ограничивающих скорость движения, и в обязательном порядке по нескольку «лежачих полицейских». 

И, конечно, отдельный разговор — нетрезвые водители. С ними борются, ужесточают ответственность, отбирают машины, а виновников дорожно-транспортных происшествий с фатальными последствиями ждут немалые сроки лишения свободы. И все же даже это  пока не останавливает любителей принять на грудь, а потом сесть за руль. Значит, для таких нужны еще более жесткие меры.

Ирина МЕНДЕЛЕВА

Irina_mendeleva@mail.ru 

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter