В дебрях "полесской Амазонки"

Репортаж из мест, где редко ступает нога человека Пологие песчаные холмы, подобные балтийским дюнам, непроходимые заросли, нависшие над темной рекой, величественные дубы-колдуны, хранящие вековые тайны природы, - экзотика! И не за семью морями, а всего лишь в 3,5 часа езды на юг от Минска, в самом сердце Полесья.
Репортаж из мест, где редко ступает нога человека

Пологие песчаные холмы, подобные балтийским дюнам, непроходимые заросли, нависшие над темной рекой, величественные дубы-колдуны, хранящие вековые тайны природы, - экзотика! И не за семью морями, а всего лишь в 3,5 часа езды на юг от Минска, в самом сердце Полесья. Созданный 7 лет назад под эгидой Управления делами Президента Национальный парк "Припятский" пока не столь часто посещают, как, к примеру, известные за пределами Беларуси Беловежскую пущу или Нарочь, однако он имеет все шансы в ближайшие годы стать туристской Меккой. Хотя бы потому, что это единственное место на планете, где сохранились первобытные пойменные дубравы, а рыба нерестится буквально в лесу...

Признаюсь честно, отправлялась в поездку по Национальному парку "Припятский" я с некоторым предубеждением. От него до Чернобыля какие-то две сотни километров - можно сказать, рукой подать. До природных ли красот на отравленной цезием и стронцием земле? Оказалось, подобные думы одолевали и некоторых моих коллег. Однако уже по приезде в Туров, где располагается центр Национального парка, его генеральный директор Степан Бамбиза быстро развеял сомнения

: - Ну вот и вы туда же... Основные проблемы "Припятского" оттого, что он находится в Гомельской области и его постоянно путают с Полесским радиационным заповедником, где радионуклидов действительно много. На территории "Припятского" также есть "пятна" - в основном на болотах, но их радиационный фон не выше 1 - 5 кюри. Зверье, за исключением дикого кабана, и рыба, кроме щуки, - чистые. Тем не менее пресловутый "чернобыльский" фактор сдерживает многих туристов. Но кто побывал здесь один раз - приезжает снова.

Для желающих отрешиться от городской суеты лучшего места не найти. Пожилой путешественник из Германии, которого мы встретили на крыльце благоустроенного коттеджа, приезжает сюда не первый раз. "Люди у вас приятные и рыбалка настоящая, - сказал он нам через переводчика, - а еще тишина и спокойствие".

Туризм не зря считается самым перспективным направлением в развитии "Припятского". Один иностранец, по словам Степана Бамбизы, за неделю оставляет здесь до тысячи евро. Учитывая, что из бюджета учреждению выделяется всего треть средств от потребности, деньги эти не лишние. Число туристов, побывавших в "Припятском", ежегодно удваивается. В прошлом году сюда наведалось около двух тысяч человек, из которых 300 - иностранцы. Зарубежных гостей привлекает прежде всего возможность поохотиться в дебрях "белорусской Амазонки". В европейских странах уголков первозданной природы уже не найти.

Главные объекты охоты - кабаны, лоси, волки, дичь. Правда, само мясо мало интересует иностранцев, главными трофеями для них являются клыки, рога, шкуры. Особо ценные экземпляры тянут на несколько сот евро. Это с лихвой компенсирует неприхотливый сервис и скромные развлечения, которые Национальный парк предлагает гостям.

А такого биологического разнообразия, как в природоохранной зоне "Припятского", нет нигде в Беларуси. Здесь представлено 1.800 видов флоры и фауны, среди которых десятки "краснокнижников". Это излюбленное место орнитологов. "Через Припять и ее пойму осенью и весной пролегает миграционый путь птиц, - рассказывает научный сотрудник Национального парка Анна Сергейчик. - К нам приезжают ученые из Голландии, Франции, Англии, Италии. Для них черный аист или журавль не менее экзотичны, чем для белорусов страус эму. Но особенно незабываемое зрелище представляют бакланы, которые ловят из реки рыбу. Одна птица способна съесть за сутки до 5 килограммов рыбы".

Прожорливы и обитатели леса. Дикие кабаны, следы которых можно увидеть за околицей деревушек, расположенных на территории Национального парка, опустошают наделы сельчан. "Если бы не волки, которых в "Припятском" больше, чем в любой стране Европы, то кабаны нас давно бы съели", - говорит Степан Бамбиза. Шутка, конечно, от людей лесные "хрюшки" держатся на расстоянии. Хотя пенсионер Федор Точка, который работал здесь лесником с 1955 года, встречал их чуть ли не каждую неделю, впрочем, как и других обитателей полесского края, - от выдры до зубра. Первых пять великанов доставили сюда в 1987 году из Беловежской пущи. Сегодня на берегах Припяти обитает более полусотни этих красивых животных. Говорят, что здешний зубр, взращенный на богатых пойменных лугах, мощнее беловежского собрата. Убедиться в этом лично не удалось - в марте зубры ушли в глубь болот и к кормушкам вернутся только со снегом. Однако великаны, несмотря на свою силу и мощь, тоже нуждаются в защите. От человеческой алчности. Несколько недель назад стадо вышло за пределы охраняемой территории, и один зубренок попал под браконьерскую пулю. Расследованием этого дикого случая занимаются правоохранительные органы.

Вообще, браконьерство - бич заповедников. Только в "Припятском" егерская служба ежегодно изымает десятки единиц огнестрельного оружия, электроудочки, сети и т.д. За прошлый год выявлено более 200 нарушений заповедного режима, правил охоты и рыбной ловли. Сейчас оперативники собираются буквально дневать и ночевать на Припяти. Начинается нерест, а с ним - пик варварской охоты. И хотя в арсенале у мобильных егерских отрядов автомобили, моторные лодки, оружие, желающих поживиться незаконным путем меньше не становится. В том числе и среди людей при постах и должностях. Работники парка надеются, что ситуацию изменит недавно созданная инспекция по охране животного и растительного мира. "Иначе не сохранить природные богатства для потомков", - считает Степан Бамбиза.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter