Система подбора водителей для пассажирских перевозок должна быть безупречной

В чьих руках баранка

Год от года на дорогах все напряженнее. Растущие автомобильные потоки добавляют не только скорости, но и нервозности. Человеческий фактор, управляющий железом, никто не отменял. И вот кому я точно не завидую в этой битве за скорость и комфорт, так это водителям пассажирского транспорта. Сегодня им действительно нужно быть асами: доставлять бережно, вовремя и по правилам. А по–другому никак. За спиной — люди.

Сужу по себе. Всегда напрягаюсь, когда водитель автобуса или маршрутки крутит баранку и ведет обстоятельные разговоры по мобильному телефону. Или к нему подсаживается хороший знакомый. И они затягивают беседу на несколько остановок. Даже если за рулем непревзойденный профи, который по маршруту проедет с закрытыми глазами, точно знаю: все это отвлекает. Ведь интенсивность транспортного движения в городах идет по нарастающей. Поэтому и требования к водителям автобусов, троллейбусов, маршруток и такси теперь куда выше, чем пару десятилетий назад. Стандартного набора знаний мало. Нужно еще уметь грамотно и быстро ориентироваться в нештатных ситуациях уличного движения, каких нынче предостаточно. Но так ли четок кадровый отбор? Так ли он безупречен? Задаюсь этим вопросом не случайно. Серия последних событий на дорогах, связанных с водителями пассажирских перевозок, наталкивает на разные мысли.

Страшная авария в октябре прошлого года в деревне Бушевка Буда–Кошелевского района получила развязку только сейчас. Водитель автобуса MAЗ, выполнявший рейс Буда–Кошелево — Гомель, не справился с управлением и врезался в опору линии электропередачи. В результате ДТП одна из пассажирок погибла на месте, вторую госпитализировали. По словам официального представителя Гомельского областного управления СК Марии Кривоноговой, следствие установило, что во время движения водитель был невнимателен: в деревне двигался по частично заснеженной дороге со скоростью около 73,4 км/ч, отвлекался от управления — курил за рулем. Более того, автобус вышел на маршрут в технически неисправном состоянии. Последствия известны.

Итог же таков. Водитель приговорен к двум годам лишения свободы в колонии–поселении, а его предприятие — ОДО «Кублин», выполнявшее перевозки по договору с «Гомельоблпассажиртрансом», лишено лицензии. Кстати, точка в этой истории еще не поставлена. В отношении заместителя директора частного автопредприятия также возбуждено уголовное дело, которое сейчас расследуется.

Что особенно задело в этой хронике, так это «послужной» список осужденного водителя. В фирму его приняли на работу, даже несмотря на то, что до этого он более 20 раз привлекался к административной ответственности за правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Догадываюсь, что на предприятии об этом не знали. Иначе вряд ли так рисковали бы. Но знать–то были должны. Иначе где она и в чем — эта самая система отбора, гарантирующая пассажирам безопасность?

Частный случай, разумеется, не есть общая картина. Но вот еще один пазл ложится в нее. Недавняя проверка управления Департамента финансовых расследований Комитета госконтроля Гомельской области одного из операторов службы такси. Изучалась экономическая сторона дела. Однако — неожиданный поворот. Оказалось, пятеро индивидуальных предпринимателей, работавших на гомельскую фирму в качестве таксистов, бесправники в чистом виде. В разное время их привлекли к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, лишив водительских удостоверений. Основная причина — пьяная езда. Однако это не помешало таксистам продолжать свое частное дело, не сообщая фирме–оператору о «потере» главного документа. Некоторые, к примеру, занимались бесправными перевозками более двух лет! Почему такие факты могут оставаться за кадром?

В последние годы рынок пассажирских автоперевозок стремительно перестраивается. Все заметнее в нем сегмент частного бизнеса. Иными становятся автопарки. Конкуренция — дело хорошее. Больше маршрутов и больше возможностей у пассажиров. Но фундаментом перемен по–прежнему должна оставаться безопасность и все ее составляющие. Ведь, повторюсь, за спиной — люди.

dralukk73@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter