Приходя на первое рабочее место, выпускник получает пропуск в профессию. Закрепится ли он в ней?

В чьи руки попадет молодой специалист

НАЧАЛО августа — это, как правило, начало новой жизни. Для молодого специалиста. Позади учеба в университете или колледже, производственная практика, диплом, распределение... Приходя на первое рабочее место, вчерашний выпускник вуза или ссуза получает пропуск в профессию. Закрепится ли он в ней? Состоится ли как специалист? Построит ли хорошую карьеру? Именно поэтому важно, куда трудоустраиваешься и в какой коллектив попадаешь. Значимость первого рабочего места переоценить сложно.


Фото с сайта strana-sovetov.com

К такому выводу пришла, проанализировав и свою трудовую биографию, и профессиональный путь тех молодых специалистов аграрной сферы, с кем знакомилась в командировках. Принципиальное отличие между нами — гуманитариями и технарями — в том, что журналистам все-таки доступней возможность, сотрудничая с изданиями во время обучения в университете, сориентироваться в выбранной профессии. А вот, к примеру, будущий ветврач, бухгалтер или инженер-энергетик в организацию без диплома на подработку по специальности не придет. Здесь сначала диплом, как сертификат соответствия, потом рабочее место. Зато когда молодой аграрий приходит в хозяйство, времени на раскачку нет. К служебным обязанностям нужно приступить с первого дня, плюс — груз ответственности за вверенное имущество, подчиненных, спрос за экономическую эффективность твоего профессионального «надела». Таковы реалии.

Мир живет в эпоху прагматизма. Чтобы быть на плаву, любая организация заинтересована в слаженности и эффективности собственной работы как большого и целостного механизма. Может, поэтому иногда на молодых специалистов просто не хотят тратить ценное время, мол, «у каждого своя зарплата — каждый сам за себя, пусть отрабатывает». Но ведь таким отношением можно отбить у молодого человека всякую охоту закрепиться в специальности, пусть и знаний за плечами у него целый «кузовок», и способности вроде как есть. Тогда распределение становится неподъемной ношей, обязанностью, сродни повинности.

К примеру, мой знакомый Алексей отрабатывает второй год в одном из хозяйств Калинковичского района. Родом он из Жлобина, окончил Белорусский государственный аграрный университет два года назад по специальности инженер-механик. Контракт (читай отработка) у него до 3 августа. А дальше — возвращение на малую родину. «Знаешь, не было человека, наставника, к которому можно было обратиться за советом, за консультацией. Вот и не сложилось. Надеюсь, не пропаду. Инженер — специальность универсальная», — оправдывается Алексей. Интересуюсь на этот счет мнением руководителя организации. Тот недоволен безынициативностью молодого специалиста, хотя признает, что ни одного задания Леша не провалил...

На чьей стороне правда, разбираться не мне. Но факт налицо: человек отбыл вахту и убывает. На место такого Алексея снова прибудет молодой специалист, но закрепится ли?

Удовлетворение профессиональных амбиций — свойство человеческой психологии. Каждому хочется быть востребованным, знать, что твое дело полезно. Посредником, своего рода проводником между неоперившимся молодым специалистом и производственными задачами, которые хочешь не хочешь, а придется выполнить, мне кажется, должен стать опытный коллега. Поэтому так важно пропагандировать наставничество. Когда есть кому объяснить и конструктивно покритиковать, работа только улучшится. Не правда ли?

От своего старшего коллеги недавно узнала, что в советское время таким наставникам на производстве даже доплачивали. Пусть это были и небольшие деньги, и все-таки корифеи знали свое дело. Сотрудников заинтересовывали материально, система работала, молодежь приходила, большинство задерживалось в хозяйствах. Теперь, когда ты сам за себя, лишь половина молодых специалистов оседает на первом рабочем месте. Остальные — в бегах, и никакой зарплатой, жильем и социальными бонусами молодого специалиста, к сожалению, не затащишь.

uskova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter