Андрей Коробцов и Константин Фомин — о своих новых военных проектах

В четыре руки

Ржевский мемориал уже посетили почти пять миллионов россиян и белорусов.
РОМАН ЩЕРБЕНКОВ
Скульптор Андрей Коробцов и архитектор Константин Фомин стали лауреатами премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2021 — 2022 годы за Ржевский мемориал Советскому солдату. «СОЮЗ» решил разузнать, над чем сегодня работают молодые талантливые мастера.

— Андрей, вы были на Ржевском мемориале после его открытия?

Андрей Коробцов: Конечно. Я очень рад, что к нему идут и едут люди: мемориал уже посетили почти пять миллионов человек.

— А что сейчас на вашем с Константином «рабочем столе»?

Андрей Коробцов: Вы нас застали в машине, направляемся на свой объект в Курской области. Памятник возводится на месте боев на Курской дуге.

— Премию Союзного государства вам вручали год назад на «Славянском базаре в Витебске». Какие остались впечатления?

Андрей Коробцов: Я был потрясен фестивалем, честно говоря, не ожидал такого размаха.

— Я знаю, что ваш проект по Ржевскому мемориалу не сразу был одобрен.

Андрей Коробцов: Первый этап конкурса мы с Константином не прошли: нам сказали, что наша идея не соответствует теме. Начали думать, и со временем все стало складываться. Журавлей лепили более 50 человек. Леса снимали без нас, памятник мыли без нас. Но когда мы его увидели, то поняли, что ради этого стоило не спать ночами.

— У вас за эти годы сложился замечательный тандем. Как вы познакомились с Константином?

Андрей Коробцов: В общежитии Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. У меня была гитара, начали с Костей разучивать песни. Потом поняли, что мы можем создавать нечто большее, чем музыкальные композиции. Приняли участие во Всероссийском конкурсе «Наше Отечество» на тему войны 1812 года. И победили! Это был шок. Правда, потом наступила полоса неудач. Но нас это не огорчало.

— На что потратили солидную премию Союзного государства?

Андрей Коробцов: Я на нее отлил несколько своих работ.

— А Константин?

Андрей Коробцов: Пусть сам расскажет — передаю ему трубку.

— Константин, а вам чем запомнился «Славянский базар»?

Константин Фомин: Было весело. Фестиваль объединяет, помогает общению. Со всеми лауреатами перезнакомились.

— Как архитектору, вам понравился Витебск?

Константин Фомин: Очень! Красивый старинный город с интересными ландшафтами.

Константин Фомин (справа): Мы никогда не ссоримся, классно работали три года над Ржевским мемориалом.
роман щербенков

— Чем занимались после Ржевского мемориала?

Константин Фомин: В сентябре 2022 года прошло торжественное открытие восстановленного мемориала «Саур-Могила» в Донецкой Народной Республике. После этого были в Донецке, Краснодоне, Снежном, Луганске, Мариуполе, Мелитополе...

В Мелитополе на площади Победы будет поставлен обелиск, посвященный Великой Отечественной войне. Мелитополь — город трудовой доблести, и мы работаем над этим знаком. В этих городах много порушенных мемориалов — их надо восстановить, вдохнуть в них новую жизнь.

— Какая там обстановка?

Константин Фомин: Позитива больше, чем полгода назад. Все кипит. В Луганске восстанавливают центр города. Укладывается плитка. Везде безбарьерная среда. Делают все по самым высоким стандартам. В Донецке сейчас тоже позитивно. Открываются частные предприятия, кафе.

— А вы на что потратили премию Союзного государства?

Константин Фомин: Мы люди творческие — вкладываем в творчество, в материалы, в студию. Косметический ремонт сделал...

— Уже понятно, каким будет памятник в Гатчине?

Андрей Коробцов: На конкурсе проектов мемориала «Мирным жителям Советского Союза, погибшим в ходе Великой Оте­чественной войны» из 17 проектов победил наш. Это будет стела, на вершине которой установят фигуру матери с двумя детьми. Можно сказать, что это аллегория образа Родины-матери, которая оказалась в очень тяжелом положении, но все равно остается матерью и готова до последнего защищать своих детей. Рядом со стелой будет гореть Вечный огонь. Памятник масштабнее Ржевского мемориала Советскому солдату на 15 метров.

— Где будет стоять стела?

Андрей Коробцов: В Гатчинском районе Ленинградской области поблизости от федеральной трассы Р-23. Трасса идет от Санкт-Петербурга через Псков до границы с Беларусью.

— Чем обусловлен выбор места?

Андрей Коробцов: В годы войны здесь располагались многочисленные лагеря для военнопленных и детские донорские конц­лагеря. У детей брали кровь для офицеров вермахта. Мемориал станет главной площадкой, где в 2024 году отметят 80‑летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

— Каким будет мемориальный комплекс «Курская битва»?

Андрей Коробцов: Мемориал будет расположен в Поныровском районе Курской области, где летом 1943 года велись кровопролитные бои. На южном фасе дуги в Прохоровке развернулось масштабное танковое сражение. Там танки шли на танки. На северном фасе история была не менее драматичной. Чтобы это показать, мы предложили такую концепцию: солдат, который неимоверными усилиями раздвигает руками два танковых клина. Скульптура солдата высотой десять метров будет выполнена из бронзы, а «немецкие атаки» — из кортеновской стали. Идея — изобразить противостояние человека и стали.

— Когда планируется открытие мемориала?

Андрей Коробцов: К 80‑летию Победы в Курской битве в августе 2023‑го откроют первую очередь комплекса. Вторая часть мемориала, открытие которого запланировано в 2025 году к 80‑летию Победы в Великой Отечественной войне, будет представлять собой монумент по мотивам проекта Евгения Вучетича, который был найден в архивах.

— Позвольте вопрос не в тему. Когда вы поняли, что хотите стать художником?

Андрей Коробцов: Мои родители — Коробцов Сергей Петрович и Коробцова Людмила Алексеевна — люди нетворческих профессий, но только благодаря им я стал художником. Первые детские воспоминания связаны с пластилином, папа со мной лепил героев мультфильмов. Потом родители увидели во мне способности и отдали в художественную школу. Но после ее окончания я не представлял, что это может стать профессией.

Константин Фомин: Я из Подмосковья, учился и в музыкальной школе, и в художественной. Хотел стать живописцем, но стал, как видите, архитектором. На нашем с Андреем счету уже более 80 конкурсов.

— Вы когда-нибудь ссоритесь?

Константин Фомин: Никогда. Мы классно работали три года над Ржевским мемориалом под эгидой Союзного государства.

Татьяна Хорошилова

sh@rg.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter