Как обустроить рабочее место, чтобы меньше уставать

В чем сила, брат? В столе!

Это только кажется, что на работе мы работаем – мы там живем. Жизнь наша трудовая обычно не очень комфортна, но мы не унываем – «не отдыхать пришли». Каким на самом деле должно быть рабочее место и почему даже такие вещи, как форма стола и жалюзи на окнах, имеют значение, рассказал Алексей Данилов, профессор кафедры нервных болезней 1-го МГМУ им. Сеченова, который оборудовал собственный кабинет, что называется, по всем правилам.


Профессор Данилов устроил свой кабинет так, как «доктор прописал»

Мебель

Что обычно ставят в рабочие кабинеты, учитывая общий принцип экономии? Черные или коричневые столы – простые квадратные или, если для начальства, массивные Т-образные. Но наша психика так устроена, что строгая симметрия и острые углы повышают уровень стресса и тревожность. Для разового трудового подвига – то, что надо, но постоянно находиться в таком помещении дискомфортно. А все, что причиняет дискомфорт, в итоге снижает работоспособность.

Невролог:

– Если есть возможность, лучше выбирать круглую мебель, и не из пластика, а из природных материалов. Природа несимметрична, в ней нет острых углов. Мебель округлых форм снижает уровень стресса.

От формы стола зависят и настроение, и КПД

Свет и цвет

Свет, как известно из школьных плакатов, должен падать на рабочее место слева. На самом деле лучше – сверху, а дневной – откуда угодно, лишь бы он был. Шторы и жалюзи в офисах – нежелательное явление, потому что задерживают естественный свет. Без него, сколько ламп ни поставь, работоспособность будет ниже, а раздражительность – выше. Желательно, чтобы искусственное освещение было светодиодное, такое, по мнению неврологов, не приводит к утомлению. 

Что касается цвета, то самые «рабочие» – нейтральные: серый и бежевый. Скучно? В отличие от черного, белого или стального (сейчас в моде офисная мебель с хромированными и стеклянными деталями), не давит на психику.

Свет должен быть регулируемым

Невролог:

– Нет общих критериев того, каким должен быть свет. Когда нужна особая концентрация внимания, он должен быть более ярким. Когда не требуется (а периоды отдыха нужны мозгу каждые 40 минут) – приглушенным. Поэтому желательно, чтобы свет был регулируемым. Уже разработаны лампы, которые усиливают свет, например, когда человек придвигается к столу, и ослабляют, если он откидывается в кресле.

Картины

Офис – не галерея, но голыми стены кабинета лучше не оставлять. Отличное украшение для них – обучающие плакаты, например с интересными цитатами, любимыми фразами или девизами. Их нужно иметь несколько и менять в зависимости от внутреннего состояния. Любое обновление полезно для психики, так что почаще делайте на работе перестановку: это ничего не стоит, но много дает.

Картины нужны, но лучше не вешать их перед глазами


Невролог:

– Контраст между светлыми стенами и яркими цветовыми пятнами повышает работоспособность. У меня в кабинете нет картин, но они есть в коридоре – и концентрирующие внимание, и для расслабления, можно выйти и взглянуть. Все время держать перед глазами одну картину не стоит, это утомляет.

Звуки и запахи

В стандартном офисе все время что-нибудь шумит – улица, кондиционеры, телефоны, компьютеры, люди. И чем выше шум, тем выше уровень агрессии у человека, вынужденного часами находиться в таком помещении. Именно поэтому врачи так ругают опенспейсы, где все сотрудники сидят вместе: справа звонит телефон, слева пришел посетитель, впереди кто-то нон-стоп получает СМС, а сзади громко слушает музыку в наушниках. Установлено, что мозг человека, которого отвлекают, вынужден тратить в три раза больше энергии. В перспективе такие нагрузки приводят к эмоциональному выгоранию.

Невролог:

– Эмоциональное выгорание, или, как его еще называют, офисный синдром, – большая проблема: человек может приобрести мышечную боль в шее или спине, хроническую усталость, нарушения сна, проработав в условиях эмоциональных перегрузок всего год. То есть начинается все с мелочей, со стиля работы, а привести может к серьезным патологиям – например, уже доказано, что нарушения сна повышают риск гипертонии и диабета.

Мелочи

Набор мелочей в рабочих кабинетах обычно одинаков: кружка, фоторамка, пара книжек, канцелярские принадлежности. Кое-что стоит добавить: шары, округлые мелкие предметы, сенсорные шарики – все, что можно мять, гладить или перекатывать в пальцах. Такие движения тренируют мелкую моторику, заставляя мозг приводить в порядок уровень гормонов, в том числе гормонов стресса.

«Наглядную агитацию» надо почаще менять

Невролог:

– Любое движение, в том числе работа пальцами, – это тренировка не только мышц, но и мозга. Доказано, что, например, ритм и движения аргентинского танго помогают в лечении болезни Паркинсона. У меня в кабинете стоит тренажер-круг, какие в советское время были у многих, – хорошая штука для тренировки вестибулярного аппарата и соответственно мозга. Хочу завести еще и гирю.

Кстати

Невролог – работодателям: «Комната разгрузки выгоднее, чем работники с головной болью»

Кандидат медицинских наук, невролог Алексей Данилов:

– В офисе должна быть комната психологической разгрузки, где работник может побыть в тишине и одиночестве. 12 процентов населения планеты страдают мигренью. Приступ может длиться до 3 суток, и человек в таком состоянии не способен работать полноценно, он делает ошибки. Но если его вовремя изолировать в тихое темное помещение, где убраны все сенсорные потоки – свет, звук, шум, запах, – он примет таблетку и через 15 минут будет в норме. Экономически выгоднее устроить комнату разгрузки, выделив для этого хотя бы 5 кв. м, чем иметь страдающих мигренью работников.

Что еще?

Температура. Идеальная температура на рабочем месте – плюс 18–22 градуса. Лучше одеться теплее, но воздух в помещении держать холодным. 

Цветы. Они должны быть, но не на подоконниках. Одного-двух вполне достаточно, чтобы было куда кинуть усталый взгляд. С той же целью можно поставить аквариум.

Кружка. Хорошо, если на ней есть надпись личного характера. Тогда перерыв на чай действительно отвлечет от работы. Кстати, есть за рабочим столом психологи не советуют, даже если разрешается. И напоминают: 8-часовой рабочий день с нормальным обеденным перерывом эффективнее, чем 12-часовой без пауз.

Пол. Лучше, если это будет не линолеум, а деревянная доска, пробка (она сейчас может имитировать что угодно – песок, камни) или паркет.

Алина Савельева.

Советская Белоруссия № 91 (24721). Суббота, 16 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter