Владимир Маковский: из игроков в тренеры

В Чем сила, брат?

«Интервью? Что-то пресса в последнее время ко мне зачастила. Яркий представитель первой лиги, говоришь... Блин, раньше был ярким представителем Лиги чемпионов...» Вы помните Владимира Маковского? 

Высокий блондин в черных бутсах. А если серьезно, то Владимир Маковский, как и его брат-близнец Михаил, удивительные футболисты. Не каждый сможет за 5 лет пройти путь от молодечненского «Электромодуля» до киевского «Динамо» Валерия Лобановского. В промежутке были два клуба — «Молодечно» и минское «Динамо». Причем за минчан Владимир в одном сезоне наколотил 23 мяча, что до сих пор является рекордом для футболистов минского «Динамо».


Все было в карьере Маковского: матчи за сборную, мотания по низшим лигам России, Украины и Беларуси, звание лучшего футболиста страны 1996 года, новости со скандальным окрасом. Но все это в прошлом. Сейчас же Владимир Маковский (на снимке) повесил бутсы на гвоздь и стал помощником главного тренера клуба первой лиги «Ислочь». С этого и начали беседу. 

— Что из себя представляет ваша команда?

— Клуб без определенной прописки. Два учредителя-бизнесмена. Очень любят футбол и решили создать клуб для участия в чемпионате Минского района. Заявились — выиграли. Потом — область. Опять первое место. Зажглись идеей играть во 2-й лиге. Подали заявку. Вышли в 1-ю лигу. Думали, что делать дальше. Все-таки нет ничего своего — ни стадиона, ни клубного офиса, ни детской школы. Рискнули. И дебют «Ислочь» выдержала с честью. Цель на этот сезон — побеждать в каждом матче. Выйдем в элиту — честь и хвала. Нет, значит, нет. Просто играем и получаем удовольствие. В «Ислочи», кстати, работать очень комфортно. Хотя в нашем футболе есть и обратные примеры. 

— Будете сейчас рассказывать про «Гранит» из Микашевичей?

— Да. Не устану это делать. Во всех интервью говорю про братьев Бохно, которые стоят у руля этого клуба. Может, прочитают и вернут мне деньги? Моя ошибка, что документально ничего не прописал, понадеявшись на мужскую договоренность. Впредь буду умнее. 

— Вы играли за «Гранит» в высшей лиге. Сегодня клуб из Микашевичей снова в топ-лиге. Правда, с обновленным составом. Команда рассталась с 13 футболистами, которые завоевали для нее эту путевку. Набрали новых игроков. В чем же секрет «Гранита», который оказывается на дне, но снова и снова взбирается на гору? 

— Сам не понимаю. У них ведь даже тренировочного процесса толком нет. Я так для себя решил: есть футбольный мир, а есть «Гранит» — «планета Бохно». У них свой мир. Но футболисты идут к ним играть. Все решают деньги. Зарплаты выше, чем у любой команды в 1-й лиге. Один футболист мне сказал: «Не хочу иметь дело с братьями, но мне надо семью кормить». Все молчат. Один я только про «Гранит» и говорю. Делаю им рекламу. 

— Еще один ваш обидчик «Городея».

— Да, больная тема. Вывели клуб в люди, как говорится, а меня уволили с должности играющего тренера, даже не поговорив. Не по-мужски. Поэтому я всем ребятам в «Ислочи» объявил, что за победу над «Городеей» особые премиальные — два ящика пива! Один ящик — за ничью.

— Говорят, что главное для футболиста — попасть к «своему» тренеру. Вам везло в этом отношении? 

— Очень! Сергей Боровский учил тактике в Молодечно. Это был космос. Анатолий Байдачный тоже очень сильный специалист. Анатолий Коньков много для меня сделал. Я с ним работал в «Во-рскле» и бакинском «Интере». Это все настоящие профессионалы. Но самый сильный психолог и тренер, безусловно, Валерий Васильевич Лобановский. Человечище.

— Боялись его?

— Уважали. Он, мне кажется, обладал магическими свойствами. Порой разозлишься на него. Думаешь, все, пойду к Лобановскому и выскажу все, что думаю. Заходишь. Он на тебя посмотрит. Скажет буквально пару слов. И все — ты уже сидишь и внимательно слушаешь. Он обладал сильной энергетикой.

— Вы думали когда-нибудь о тренерской карьере?

— За Лобановским конспектировал многие упражнения. Взял месячный цикл и полностью его записал. Занятия у Валерия Васильевича были хоть и тяжелые, но очень разнообразные. А постоянный прессинг на каждом участке поля — это вообще его конек. 

— Валерий Лобановский часто не щадил футболистов.

— В «Динамо» выживал сильнейший. А в очереди стояла вся Украина. Знаешь, часто мне задают вопрос: «А почему ты не заиграл в киевском «Динамо»?» Я им отвечаю просто. Во-первых, я играл. Немного, но все же. И этим горжусь. А во-вторых, вы сначала попадите в киевское «Динамо» Лобановского, а уж потом умничайте. Вся Украина хотела играть у Лобановского. Я и сам понимаю, что надо было где-то переждать, где-то потерпеть. Но история не знает сослагательного наклонения. Как сложилось, так сложилось. Я играл в минском и киевском «Динамо», выступал за сборную Беларуси. Неплохо. 

— Грех жаловаться. А еще и майку сборной СССР надевали. Это я о кино.

— И не только СССР. Снимался и в майке московского «Торпедо». Кстати, совсем скоро должен выйти тот фильм — «В созвездии Стрельца». Обязательно посмотрю. Всем теперь говорю, что к кино стал относиться иначе. Это огромный труд. Раньше думал: вышел и сняли. Оказывается, делается столько дублей, что с ума сойдешь. При этом в каждом дубле надо делать одно и то же. Часто съемочный день начинался в 7 утра и продолжался до 9 вечера. 

— Как вы вообще попали в большое кино?

— Владимир Курнев спродюсировал. Его взяли в эту картину как футбольного специалиста, консультанта. Главного героя играл Дима Власкин. Тот, что в «Физруке» играл племянника Нагиева. У него была роль Эдуарда Стрельцова. На футбольные сцены нужен был дублер. Высокий, крепкий и белобрысый.

— В Беларуси таких мало.

— Только я и Корниленко. Но Сергея из Самары не дернешь — идет чемпионат. Вот Курнев мне и позвонил. Думал сначала, что это шутка. Люблю розыгрыши. Поехал на кастинг в «Парк Челюскинцев» посмеяться, если честно. Приехал. Стал спиной к спине с Власкиным. Одна комплекция. Пришел продюсер. Посмотрел и утвердил. Очень удивился. 

— Самый жесткий защитник, с которым вам приходилось сталкиваться?

— Шел 1997 год. Играл за минское «Динамо». Ковалевич тогда в «Белшине» был. Играли в Бобруйске. В одном из стыков Игорь Николаевич мне в подкате шипом ухо (!) разрезал. Врачи забинтовали голову. Выглядел, как Шариков в «Собачьем сердце». Спустя долгие годы Николаич, уже став тренером, пригласил меня в «Нафтан». Захожу к нему в тренерскую, а он с гордостью говорит: «Посмотри, какое фото. Это я тебя!» А там я с забинтованной головой. Жесткий защитник, но клевый мужик.

— Вы, в свою очередь, Хацкевичу в прыжке сломали ключицу, ускорив его переход из игрока в тренеры.

— Он просто неудачно приземлился. Зато теперь сборную тренирует. А так играл бы еще где-нибудь в первой лиге...

tkatchev@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter