Юбиляр ноября Виктор Сухоруков регулярно приезжает в Беларусь с гастролями

В чем сила, артист?

Виктор Сухоруков стал олицетворением нашего противоречивого времени

На следующей неделе 10 ноября отметит 70-летие один из лидеров своего поколения, звезда кинокартин «Брат», «Брат-2», «Про уродов и людей», «Бедный, бедный Павел», «Агитбригада «Бей врага!» Виктор Сухоруков. Актера любят и ценят не только в России, но и в других странах, в том числе в Беларуси.

iq23.ru

Недавно у нас с успехом прошел гастрольный показ спектакля «Старший сын», в котором Сухоруков блистательно исполняет роль старшего Сарафанова. Несколько лет назад наши зрители увидели постановку «Тартюф» Театра на Малой Бронной с его участием, а также звездных «Игроков» Олега Меньшикова.

Кажется, сама судьба вела его к успеху через все испытания, в которых были и алкоголизм, и одиночество, и невостребованность…

Баловень судьбы?

Сухоруков учился в ГИТИСе на одном курсе с Татьяной Догилевой и Юрием Стояновым, который также был его соседом по комнате в общежитии института. Стоянов при этом был самым младшим на курсе, а Сухоруков — самым старшим. Именно встреча со Стояновым, по словам Виктора Ивановича, в один из сложных жизненных периодов вдруг подвигла его к внутренней переоценке ценностей. Случайных встреч и событий в жизни действительно не бывает.

По окончании ГИТИСа по приглашению режиссера Петра Фоменко Сухоруков уехал в Ленинград и поступил в Театр комедии имени Н. П. Акимова, где был сразу утвержден на главную роль в спектакле «Добро, ладно, хорошо» по произведениям Василия Белова. В 1982 году из-за увлечения спиртным был уволен из труппы без права устройства на работу в течение полугода. На несколько лет он выпал из профессии, бедствовал, бродяжничал. Работал грузчиком, посудомойщиком, хлеборезом. Именно тогда и состоялась его встреча со Стояновым, нашедшим для товарища правильные и верные слова. В итоге Сухоруков сумел вернуться в профессию и, сменив несколько ленинградских театров, вновь оказался в труппе Театра комедии. В 1986 году артист был принят в Ленинградский государственный театр имени Ленинского комсомола.

Счастливые дни

В кино Сухоруков до конца 1980-х годов был практически не востребован. Все круто изменилось в его жизни, когда на горизонте появился сначала Юрий Мамин, а после и Алексей Балабанов. В 1989-м Мамин пригласил его на большую роль в комедии-фарсе «Бакенбарды» об обществе пушкинистов. Фильм убедительно показывал, как любая красивая и гуманистическая идея в руках фанатиков оказывается опасной и вредоносной. Общество пушкинистов в интерпретации Мамина превращалось к финалу в отпетых уголовников. Центром этого памфлета стал Сухоруков. После острых «Бакенбардов» им заинтересовался молодой режиссер Алексей Балабанов, предложивший актеру сняться в его ленте «Счастливые дни» по мотивам произведений Сэмюэла Беккета. Сложная и медитативная лента не нашла широкого отклика у массового зрителя, но тон и интонацию сложной прозы Беккета передала блестяще. В 1992 году появилась «Комедия строгого режима» — вольная экранизация «Зоны» Сергея Довлатова. А в 1997-м на экраны вышел фильм Алексея Балабанова «Брат», и к Сухорукову, которому на тот момент было уже 45 лет, пришла широкая известность. Закрепил славу и «Брат-2».

— Алексей Балабанов — дитя своего времени, — говорил Сухоруков. — Он ушел рано, он сжигал себя сознательно, это моя точка зрения. Мы неожиданно прекратили сотрудничество. Он ушел, и мы расстались, не попрощавшись. Это меня мучает и огорчает, но я все равно им дорожу, потому что мы вместе начинали. Начинали красиво, яростно и глубоко. Мне кажется, общий недостаток молодых режиссеров в том, что они поверхностны. А Алексей, когда начинал снимать «Счастливые дни» в свои 29 лет, выгнал талантливого оператора через две недели после начала съемок, потому что он вел его куда-то не туда. Ему не было важно: похвалят — не похвалят, примут — не примут, он лез в идею, в историю, в сюжет, он хотел рассказать то, что даже мы с Ликой Неволиной не понимали.

«Ну если уж в Моссовете…»

Позже началась работа с лучшими кинорежиссерами нашего времени. В свои картины Сухорукова приглашали Виталий Мельников, Павел Лунгин, Егор Кончаловский, Рената Литвинова, Станислав Говорухин, Александр Прошкин и другие. C 2011 года Виктор Иванович снова вернулся на театральные подмостки и стал артистом Театра имени Моссовета. В 2021-м Сухоруков неожиданно ушел из театра. В какой-то момент почувствовал невнимание со стороны нового худрука Евгения Марчелли и директора коллектива. О своем уходе заявил в свойственной ему эмоциональной манере: «В Театре имени Моссовета огромная труппа! Там 70 человек в коллективе. Есть люди интересные, которые ждут своей очереди на Олимп. Ну и пусть теперь туда карабкаются. Я — не бунтарь, не революционер. Нагло заявляю, я — художник! А такой художник, как Виктор Сухоруков, на этом этапе стал неинтересен театру, не понадобился, не сгодился. Как хотите, так и считайте. Для меня это очень личное. Но, видит бог, я был патриотом театра, а теперь остаюсь только патриотом страны».

Наверное, сегодня на вопрос: «В чем сила, брат?», звучавший в картине Балабанова, Виктор Сухоруков может ответить однозначно: «В таланте».

ЦИТАТА

«Коронавирус у меня позади. Прививки сделаны. ПЦР меня преследует. В Беларусь съездил. Желаю всем вакцинироваться и не бояться. Не слушать врагов и идиотов, только плохие люди могут советовать не спасаться. И мы им всем докажем, что рога у нас не вырастут. А если хвост вырастет, мы бантик к нему привяжем. И будем вилять бантиком, а не хвостом. У меня все хорошо, чего и вам желаю!»

НЕ ПРОПУСТИТЕ

10 ноября в день рождения Виктора Сухорукова телеканал «Культура» покажет посвященный ему выпуск программы «Белая студия». Начало — в 15:50.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter