В чем прелесть жизни? Одни рвутся из деревни в город, а другие даже слышать о такой жизни не хотят.

Если бы мне довелось встретить в столице семью Сидоровичей из деревни Иглица Белыничского района, никогда бы не поверила, что это сельские жители. Хозяин дома — 40-летний Леонид — внешне больше похож на инженера-горожанина. И только, возможно, их дети Никита, Павлик и Алинка выдали бы свое происхождение. Уж больно румяны у них щеки, что не характерно для юных жителей городов.

Свое лучше

— Давайте пить чай, — радушно предлагает хозяин дома. В мгновение ока на столе появляются чашки, печенье, лимон и ароматный мед в сотах. Леонид как раз перед приходом гостей достал рамку из улья.
— Пробуйте! Свежий. Он из нектара полевых цветов. А это так полезно. Как посмотришь некоторые программы по телевизору, еще раз убеждаешься, что лучше, чем натуральные продукты со своего подворья, ничего нет. Я проверял молоко и сметану, мясо на содержание радионуклидов, все чисто.
Аромат чая и меда заполняет уютную кухню деревенского дома. И разговор течет непринужденно, тепло и душевно.
— До минувшего года я работал в совхозе на ферме, а жена — в магазине продавцом. Но когда ферму закрыли, а работу мне предложили в соседней деревне, где нужно было проводить с утра до вечера, мы с женой решили развивать свое личное хозяйство, которое было у нас всегда, — рассказывает хозяин дома.

Работать на себя

Когда-то первую корову молодой семье подарила мама Леонида, которая до 80 лет держала буренку. А теперь у Сидоровичей их пять, да еще просят руководителя хозяйства продать шестую. Держат также больше десятка свиней. Леонид не называет точную цифру, говорит, что человек он в чем-то суеверный, потому и не скажет, сколько хрюшек в его сарае, к тому же никогда не пустит туда чужака. Есть еще десятка два кур, пчелы в ульях.
В этом году семья намерена приобрести морозильную камеру, чтобы замораживать ягоды и овощи, зелень. Овощные консервы, конечно, заготавливают каждый год, но они менее полезны, чем свежие овощи, уточняет хозяин дома.
— Имея такое большое хозяйство, и работать приходится не покладая рук... — замечаю.
— Да какое же оно большое?! И как же жить без хозяйства?! — то ли спрашивает, то ли возмущается Леонид. — В частной собственности у нас 70 гектаров пашни и в аренду взял еще 3 гектара. Коровам нужно сено, не будешь же ходить с протянутой рукой, прося корм скотине. Есть скот, значит, должна быть земля. Появляется скот, появляется и навоз. Так и затягивает, на мой взгляд, человека фермерство. Постепенно стал приобретать подержанную технику. Вот трактор, который помог купить брат (из окна кухни видна аккуратно припаркованная техника. — Н.Н.). Если бы трактора не было, то коров завести не удалось бы. Есть также картофелесажалка, плуги, культиватор, небольшой бульдозерчик, пресс-подборщик.
Кое-что Леонид сам купил, кое-что смастерил из старой техники. В этом помогли дети. Чтобы заработать деньги, они собрали 5 тонн металлолома, в  груде железяк хозяин отыскал еще вполне пригодные для ремонта детали. Сегодня вся техника на ходу. Есть также легковой автомобиль и мотоцикл.

17 тонн — не предел

— Хозяйство, наверное, не дает спать подолгу?
— Зимой мы позволяем себе встать попозже, а летом в пять утра уже на ногах. У нас очень рано собирают молоко — нужно успеть подоить коров, — отвечает Лариса. — Вначале я делала все сама. А потом муж смастерил доильный аппарат. Теперь любо-дорого заниматься этой работой!
В прошлом году Сидоровичи продали государству 17 тонн молока. Сейчас сдают по 90—100 литров в день. Молоко качественное, его берут не только молокоприемщики, но и соседи, горожане, которые приезжают на выходные в деревню.
Этот продукт в семье по-настоящему уважают. Леонид считает, что молоко — самая настоящая еда. Иногда не всегда удается покормить детей трижды в день. Выручает молоко. Выпил ребенок кружку и уже сыт. И родителям спокойно за своих пострелов.
А еще Сидоровичи продают частникам свиней и поросят.

Судьба по наследству

— Не тяжело ли вам с утра до вечера не знать покоя? — хочу все-таки докопаться до истины, что движет этими людьми.
— Этот труд тяжелый, если ты не втянулся в работу. А разве водителю-дальнобойщику, который сутками за рулем, сладко? — вопросом на вопрос отвечает хозяин дома. — Корма мы заготавливаем сами. В прошлом году нам выделили пастбища. Мы купили старый пресс-подборщик, который  привезли коммерсанты из Польши. Раньше сено приходилось заготавливать с помощью вил и граблей, а теперь техника трудится. Тяжелая работа отнимает силы, это я знаю по себе.
— Дети помогают?
— А как же! Старший Никита — главный помощник, работы не боится, — голос отца потеплел.
Леонид признался, что всегда связывал свое будущее с деревней. Будучи 10-летним мальчиком, часто в мечтах строил свой дом в лесу. Что интересно, мечта, по сути, осуществилась. После армии он стал возводить свой дом, потому что знал: жить будет в Иглице. А теперь хочет расширить свое хозяйство, чтобы зарабатывать больше денег, потому что нужно детей поднимать.
 — Вы хотели бы, чтобы у них была такая же судьба?
— Мне на судьбу жаловаться грех, — отвечает не задумываясь. — Живу нормально, дети, слава богу, здоровые, едят чистые продукты. С женой тоже все хорошо. Если бы я жил в городе, наверняка такого бы у меня не было. Да и что плохого в том, если и мои сыновья построят себе дома, будут жить рядом и заниматься хозяйством?! Правда, хотелось бы, чтобы технику они могли купить новую и на это у них были средства, чтобы участок земли был не меньше пяти гектаров. Тогда я не против, чтобы дети жили в деревне. Пусть бы стали фермерами.
— В чем для вас прелесть в такой жизни?
— В свободе, — говорит Лариса. — Ты сам себе хозяин, никому не подчиняешься. Утром встал раненько и пошел себе заниматься делами. К тому же детям времени уделяешь больше. Наша Алиса целый день проводит на улице, набирается здоровья, нагуливает аппетит. Разве не прелесть?
— А вы не страдаете от того, что живете несколько обособленно?
— А кто вам это сказал? Мы часто ездим в Могилев, в бассейн в Белыничи. В Минск реже, но наши дети уже покатались на многих столичных  аттракционах. К тому же к нам часто, особенно летом, приезжают гости — выходцы из нашей деревни.
— Какие у вас планы?
— Никаких грандиозных планов пока нет. Нужно достроить сарай для сена. В этом году собираемся разбить на участке клумбы, обложить кирпичом или сайдингом дом. Люди будут проезжать мимо и завидовать, какие у нас хоромы, — шутит Леонид.
— Вы за то, чтобы как можно больше семей жило, как вы?
— Если бы в окрестных деревнях появилось хотя бы по одной такой семье, мы могли бы общаться, что-то планировать, совместно пасти коров.
— А если бы представилась возможность поехать жить в город, где есть жилье...
— Подумать нужно. Но скорее нет. Что нам там искать?..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter