Личные подсобные хозяйства обретают второе дыхание

В Брестской продают, а в Минской сами едят

Похоже, личные подсобные хозяйства обретают второе дыхание
ЕЩЕ несколько лет назад более половины руководителей и специалистов сельхозпредприятий (59,6 процента) говорили о том, что жителям современного села ни к чему иметь собственное подворье. Во-первых, все продукты можно купить в магазине, во-вторых, доход от него не такой уж большой. Однако согласно результатам недавнего исследования социологов, представители руководящего корпуса и специалисты агросферы свое мнение изменили: за ведение хозяйства высказалось 93,7 процента руководителей и 87,5 процента специалистов сельхозпредприятий. Что заставило их поменять свою точку зрения и для чего сельчанам разных регионов собственное подворье?



СОЦИОЛОГИ констатируют: желание сельчан иметь свое хозяйство в последнее время растет. Ничего удивительного в этом нет: для них всегда было свойственно производить часть продуктов питания самим, а семейное хозяйство оценивалось как источник надежности жизни. Также огород и скотина помогали прокормить семью. Но вот собственноручно выращенную продукцию рассматривали как дополнительный заработок не многие. Впрочем, как и сейчас. В 2011 году менее половины (47,2 проц.) указали на потребление продуктов из собственного хозяйства в качестве одного из постоянных источников доходов, в 2014 году — лишь пятая часть (21,7 процента). Эти цифры свидетельствуют о том, что устойчивое мелкотоварное производство в своих подсобных хозяйствах ведет небольшая часть жителей агрогородков и сел. Причины, по мнению экспертов, кроются в дешевизне сельхозпродукции, а также в отсутствии излишков (такой ответ дали около 40 процентов сельчан).

Однако уровень развития и масштабы личных подсобных хозяйств обусловлены особенностями каждого конкретного региона. Чтобы выявить их, социологи опросили владельцев личных подсобных хозяйств в трех областях: Брестской (наиболее благоприятной для выращивания сельхозкультур и распространенностью личных подсобных хозяйств товарного типа), Минской и Могилевской, где товарные подсобные хозяйства развиты в меньшей степени. Выяснилось, что лишь 42 процента сельчан производят продукцию на продажу. Наибольшее число таких хозяйств находится в Брестской области (75,7 процента), а наименьшее — в Минской (8,6 процента). Зафиксировали социологи и некоторую дифференциацию в отношении производимой в этих регионах продукции: производство «молочки» развито на Брестчине — 53,2 процента (в Минской области — 12,9 процента, в Могилевской — 24,7 процента). На мясных продуктах больше специализируются сельчане Могилевщины. Здесь им отведено 85,2 процента хозяйств. Производство ягод и фруктов развито в Минской (74,3 процента) и Могилевской областях (75,3 процента), выращивание же овощей широко распространено во всех регионах (более 80 процентов).

Такой сравнительный анализ позволил найти отличия в установках, мотивации и отношении к подсобным хозяйствам владельцев из разных регионов. Так, значимость подворья выше именно в Брестской области, где для 87 процентов оказалось важным иметь свое хозяйство, тогда как на Минщине для 69 процентов, а на Могилевщине — для 73 процентов. На вопрос «Для чего вам личное подсобное хозяйство?» почти половина сельчан (45 процентов) указали на возможность потреблять свежие, экологически чистые продукты. В разрезе областей картина немного иная: в Минской области такое мнение у 61,4 процента респондентов, в Могилевской — у 46,9 процента, в Брестской — у 33,3 процента. И только для четверти опрошенных (24 процента) это возможность получать дополнительный денежный доход. А вот о том, что это основной способ зарабатывать деньги, заявил лишь каждый десятый опрошенный владелец подворья. В региональном разрезе снова отличия. Так, четверть респондентов-брестчан (23,4 процента) рассматривают свое хозяйство как основной источник дохода, что выше, чем в той же Минской и Могилевской областях, где подобный ответ дали лишь 2,9 и 3,7 процента соответственно. Для последних это в большей степени возможность дополнительного заработка. Так считают 15,7 процента в Минской, 21 процент — в Могилевской и 31,5 процента — в Брестской областях. Несколько большее число представителей Минского и Могилевского регионов рассматривают подсобное хозяйство как удовольствие от труда на земле — 22,2 и 14,3 процента соответственно.

Личные подсобные хозяйства — это и средство выживания в случае потери работы. По данным социсследования 2011 года, так считают 45,8 процента жителей деревень. Среди опрошенных в прошлом году таких ответов оказалось больше — 52,3 процента. В разрезе регионов мнение по данному вопросу выглядит так: в Брестской области, где в выборку попали в основном мелкотоварные хозяйства, большинство (62,3 процента) рассматривают собственное подворье в качестве средств выживания в сложной ситуации, в Могилевской области (где пятая часть опрошенных — мелкотоварные производители) такого мнения придерживается половина респондентов (53,1 процента), а на Минщине, где абсолютное большинство респондентов не продает собственную сельхозпродукцию, только 35,7 процента видит выход из затруднительного экономического положения семьи в занятиях подсобным хозяйством. 

По мнению социологов, для сельчан по-прежнему привлекательно иметь свой огород и держать хозяйство. Почему? На этот вопрос у представителей разных регионов три ответа: на свое хозяйство времени не жалко, ведь работаешь на себя, сам себе хозяин, никто не руководит сверху, сам за все отвечаешь, поэтому стараешься повысить доходность.

В этом смысле личные подсобные хозяйства обладают рядом преимуществ перед крупным производством, уверены социологи. Это и бережливость по отношению к земле, технике, и высокая личная заинтересованность в результатах труда. Приближенность к дому, возможность выполнять работу в любое удобное время позволяют трудиться на своем подворье тем, кто не в состоянии работать в общественном производстве. А многолетний опыт ведения хозяйства говорит о том, что даже в сложной ситуации свой огород не позволит голодать.

МНЕНИЕ СЕЛЬЧАН

Алла ПЕНДИК, д. Светлый Путь Минского района:

— Сколько помню, столько держу корову и огород. Хозяйство помогало прокормить семью не в самые лучшие времена. Да и заработать на нем можно неплохо. Поэтому не соглашусь с социологами, которые не рассматривают подворье как источник дохода. Я продаю молоко, а это дополнительная копейка. Около нашей деревни много дачных участков, поэтому спрос на него есть всегда. 

Николай АХРЕМЧУК, д. Боричевичи Пинского района:

— Не хочу слушать, что огород и скотину держать невыгодно. У нас у каждого в деревне и коровы, и свиньи, и куры. У меня, например, две коровы, куры, гуси, три поросенка. Огород есть, картошка, огурцы, капуста растет. Ведь земля пустовать не может. Семья у нас большая — пять человек, всех нужно накормить. А когда все свое — то же молоко, сало, овощи с грядки, так голова не болит, что поесть приготовить. Конечно, хозяйство помогает, да и копейку можно заработать. Мы молоко сельхозпредприятию сдаем, принимают по 3820 рублей за литр плюс доплата за сдачу 370 рублей. В день как минимум литров двадцать отдаем. Выходит неплохая сумма в месяц. 

bizyk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter