В бой идет одна молодежь

Подростковая агрессия — результат размытых границ между современными понятиями «хорошо» и «плохо»

Подростковая агрессия — результат размытых границ между современными понятиями «хорошо» и «плохо»

Не только мода на одежду, музыкальные направления и фастфуд докатилась до нас с противоположного берега Атлантики. Теперь ученики убивают своих учителей и угрожают одноклассникам и в США, и в России. Дай-то Бог, чтобы подобное обошло стороной Беларусь. Что происходит с современными подростками? Откуда в них, с виду совершенно обычных ребятах, столько злобы, ненависти к миру, в котором они только начинают жить?

“Я их всех перестрелял бы — и математичку, и Вальку, которая с Виталиком замутила... Как тошно осознавать, что общаешься с одними уродами! Родители тоже хороши — все в своих заботах, на меня им плевать... Ну в таком случае и мне плевать на всех!!!” — это строки из дневника 16-летнего Вадима.
“Посредственный” паренек, не отличник, но и не двоечник, увлекавшийся историческими фильмами и штудировавший биографии великих полководцев, он был довольно замкнутым, но в целом беспроблемным ребенком. Однако конфликт со школьным педагогом (той самой математичкой) и вероломный поступок любимой девочки (Вальки) разбудил в тинейджере “зверя”. К счастью, дальше угроз в дневниковых записях дело не зашло: тревогу забила классный руководитель, вовремя заподозрившая неладное. В итоге Вадиму пришлось пройти курс лечения и в течение года посещать психотерапевта.
Сегодня в свои почти восемнадцать юноша с содроганием вспоминает время, когда был на волосок от роковой ошибки. Признается: если бы в нашей стране оружие продавалось так же свободно, как в США, неизвестно, чем все закончилось бы...
— Агрессивными называют разные виды поведения, но все они — попытка контролировать ситуацию, воздействовать на окружающих либо привлекать к себе внимание, — объясняет врач-психотерапевт Минского городского центра пограничных состояний Елена Коян. — При этом конструктивная агрессия позволяет адаптироваться к среде, удовлетворять свои желания и достигать цели. А вот деструктивная личность разрушает отношения, причиняет дискомфорт. Активизируется в результате сильных неприятных воздействий (чрезмерная боль, душевная травма и т. д.). Иными словами, если человек делает плохо другому, скорее всего, его эмоциональное “я” было не раз ущемлено. Справиться с таким поведением только одним каким-то методом невозможно. В современном мире размыты границы между понятиями “хорошо” и “плохо”. Дети впитывают информацию из интернета, фильмов ужасов и боевиков, где так просто стать героем, перестреляв врагов. А в реальном мире у психологически неустойчивого подростка во врага может превратиться едва ли не каждый человек: друзья, учителя, любой, не разделяющий их взглядов, мироощущений, представлений о жизни. Или даже родители, “посмевшие” запретить ребенку курить в квартире или ходить на ночные дискотеки.
Подростки не понимают, что запреты необходимы, что это помощь неокрепшему уму, пока не знающему, чем может быть опасно познание общества. Ограничения нужны, но они должны соответствовать возрасту, чувствам и конкретной ситуации. Когда причина объяснена доступно, запрет становится для детей ясным и понятным.

Что вызывает неадекватное поведение?

Кризис власти. Один или оба родителя стремятся к чрезмерному контролю, навязывают свои правила. Насильственно насаждаемое дети непременно игнорируют.

Золотая клетка. Ребенок получает все, что хочет, если “на волю” выбраться не пытается. Иначе за каждую провинность — строгое наказание.

Насилие в семье. Не только физическое, но и психическое. Подавлять личность ребенка — значит расписываться в собственной беспомощности, нетерпимости, амбициозности, неумении строить отношения с близкими на взаимном уважении и сотрудничестве.

Искусственный допинг. Алкогольные напитки и наркотики. Подтверждено научно, что регулярное употребление алкоголя влечет за собой растущую нестабильность нервной системы.

Трагедия в личной жизни — отсутствие партнера, сексуальные проблемы, физические отклонения от нормы. Чувство одиночества сначала перетекает в депрессию, депрессия мутирует уже в ненависть к окружающим или к определенному типу людей.

Массмедиа. К этой категории относятся все проявления поп-культуры, пропагандирующие установку: “агрессия — это нормально”. Неокрепшая детская психика впитает это правило, как сухая губка стакан воды. Последствия весьма печальны — стрельба в школах, массовые убийства в воинских частях, а также многочисленные суициды. Поэтому очень внимательно относитесь к тому, что смотрит по телевизору ваш ребенок. Какие компьютерные игры предпочитает? Какие книги он читает? Старайтесь также быть в курсе, с кем он дружит и встречается.

Недосып. Весьма актуальная проблема в наше время, когда школьник тратит на сон не больше пяти-шести часов в сутки и попросту не успевает восстановить силы за время отдыха. Взрослеющий организм недополучает необходимую энергию, которая гасит проявления гнева и страха. Достаточно малой искры, чтобы возгорелось пламя.

Как НЕЛЬЗЯ вести себя с подростком?

  • Запугивать и угрожать — добытое этим способом послушание подрывает веру в себя и лишает любви к родителям.
  • Прибегать к насилию — дети копируют подобное поведение.
  • Провоцировать, шантажировать, подкупать — показывать наглядный пример манипулирования людьми и чувствами.
  • Оценивать во всеуслышание, сравнивать свое чадо с другими — принимайте ребенка таким, какой он есть, не пытайтесь ставить перед ним труднодостижимые цели.
  • Бояться своих лучших чувств — например нежности. После того как сын или дочь прощаются с детством и вступают в проблемный возраст, многие родители перестают целовать их на ночь, обнимать при встрече.
  • Замалчивать проблемы и конфликты — высказывайтесь сами и обязательно выслушивайте детей.
  • Отвергать попытки ребенка “достучаться” до вас: если он хочет поговорить с вами, ни в коем случае не ссылайтесь на неотложные дела. Учитесь слушать и слышать своих детей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter