В Борисове создали мастерскую по производству «вымирающих» цимбал

С закрытием борисовской фабрики музыкальных инструментов производство цимбал прекратилось, а старые постепенно выходят из строя...

Национальные музыкальные инструменты – это предмет гордости в любом государстве. В Беларуси один из таких инструментов – цимбалы. Правда, пять лет назад деятели культуры забили тревогу: с закрытием борисовской фабрики музыкальных инструментов производство цимбал прекратилось, а старые постепенно выходят из строя. Вопрос прозвучал на республиканском уровне, однако так и остался нерешенным. Пока трое энтузиастов из Борисова не возобновили их производство в импровизированной мастерской.

Законы акустики

Лядищенский центр культуры и досуга находится на окраине Борисова. В старом здании, построенном еще немцами, ремонт сделан лишь частично. Здесь иногда проходят концерты и дискотеки, работают кружки. В общем, все, как в любом местечковом доме культуры. Почти все... В одном из подвальных помещений с обшарпанными стенами, в которое ведет узкая, как игольное ушко, винтовая лестница, возрождают легендарные белорусские цимбалы.

“НГ” не раз возвращалась к проблеме, связанной с отсутствием в стране производства цимбал. Все эти материалы получили широкий читательский отклик, что свидетельствует о том, что люди не равнодушны к национальному достоянию.

Проблема возникла пять лет назад, когда крупнейшая музыкальная фабрика страны прекратила производственную деятельность. Причина — аварийное состояние зданий. Ликвидация предприятия не прошла без последствий для белорусских профессионалов и любителей музыки. Полностью прекратилось производство пианино. Впрочем, этот музыкальный инструмент можно найти без проблем. А вот цимбалы, которые тоже выпускались на фабрике, — это совершенно другой вопрос. Еще полтора года назад первый заместитель министра культуры Владимир Карачевский в беседе с корреспондентом “НГ” пообещал, что вопрос решится в ближайшее время. Однако в кратчайшие сроки устранить проблему не удалось. Пока бывший в то время директором Лядищенского центра культуры и досуга Михаил Вашкевич не решил заняться возрождением инструмента.

— Мне необходимо было думать, как “поднять” учреждение, которым руководил, — говорит Михаил Александрович, который сейчас является руководителем одного из кружков в учреждении. — А выделяемых средств не хватало. Мысль о производстве цимбал возникла, когда у нас в центре начал работать бывший начальник участка закрытой фабрики музыкальных инструментов Александр Протько.

Говорят, что в последние годы на фабрике проводились довольно интересные разработки, благодаря которым можно было значительно улучшить звучание цимбал. Однако закончить исследования помешала злополучная ликвидация предприятия. Единственный в Беларуси инженер-акустик Александр Протько после закрытия “пианинки” работал в отделе культуры Борисовского райисполкома, потом перешел в отдел образования, а затем попал в Лядищенский центр культуры и досуга.

— На фабрике все цимбалы изготавливались по шаблону, поэтому все инструменты были разные по звуку, — объясняет Александр. —  Двух одинаковых деревяшек нет, как не бывает двух одинаковых отпечатков пальцев. Сейчас все разработки применяются здесь. Каждый инструмент подгоняется по звуку, чтобы все они звучали идентично. Это что-то вроде секрета Страдивари: в каждом сантиметре инструмент должен звучать именно так, а не иначе. В наших цимбалах мы освободили резонансную деку. Она была зажата. А мы сделали активной нижнюю деку. Прежняя конструкция противоречила всем законам акустики. Дека должна свободно колебаться. Другими словами, мы сделали пустой корпус, намного упростив конструкцию.

“Золотые у вас будут цимбалы”

Подготовительные работы заняли у энтузиастов около года: искали необходимые инструменты, подбирали оптимальный материал.

— Тяжело было материально, поддержки не было, — рассказывает Михаил Вашкевич. — Держалось все на голом энтузиазме: что-то покупалось с зарплаты, что-то делали сами. Хуже всего было с материалом. Музыкальные материалы, которые звучат по-настоящему, — это клен, высокогорная ель. В Беларуси ничего этого нет. Струны тоже в Беларуси не производятся. У нас делают похожую проволоку, но она техническая и не подходит для музыкальных инструментов. Сначала пытались сделать цимбалы из белорусской древесины: березы, ели и бука. Но затея провалилась: инструменты звучали не очень хорошо. Правда, и такие цимбалы у нас покупали, потому что не было другого выхода. К примеру, Минское музучилище заказало инструменты.

Затем уже Александр и Михаил стали искать подходящий материал в других странах и нашли его в Украине: отыскали фирму в Ивано-Франковске, которая специализируется на изготовлении деталей для музыкальных инструментов.

— В дереве не должно быть ни одного сучка, — объясняет Александр Протько. — И звучать оно должно по-особенному. Поэтому и стали сотрудничать с украинцами. Их дерево очень качественное. Заказали первую партию. Ох и дорого она нам обошлась. Кредит еще долго будем выплачивать...

Мастера говорят, что не так дорого обошелся им сам материал, сколько его растаможка. Один из таможенников так и сказал: “Золотые у вас будут цимбалы!”.

Инструменты для всей страны

Первая партия заготовок для инструментов прибыла в Борисов 4 июня. С тех пор началась усиленная работа над их сборкой. Цимбалы, изготовленные из украинского дерева, уже купила Клецкая музыкальная школа, несмотря на дороговизну инструментов: один стоит почти 6 миллионов рублей. Есть и другие заказы.

— С каждым инструментом много возни: склеили раму — сутки сохнет, приклеили две боковины — сутки сохнет, — рассказывает Александр Протько. — На весь процесс уходит больше месяца. Хорошо еще, что привезли уже сухую древесину, ведь она в природных условиях сохнет лет пять...

Трудится над сборкой цимбал всего три человека. Правда, ставки на это не предусмотрены. Поэтому занимаются работой руководители кружков Михаил Вашкевич, Александр Протько и Павел Рогаткин.

— Мы изначально говорили о том, что необходимо сделать нормальную мастерскую, — рассказывает Михаил Александрович. —  Но никто не поверил, что у нас что-то получится. Представьте: вопрос остро стоит на уровне страны, а тут в каком-то непонятном центре в Лядищах кто-то взялся что-то делать... Все очень скептически к этому относились. Обращался я в отдел культуры райисполкома. Но у наших руководителей есть такая фобия: “Как бы чего не вышло!”. Мол, занимайся своим делом и не лезь в производство.

А недавно Михаил Вашкевич побывал на приеме у председателя Борисовского райисполкома Владимира Мирановича.

— Владимир Владимирович очень живо воспринял идею создания мастерской, — говорит Михаил Александрович. — Он знает эту проблему, потому что вопрос был наболевшим еще тогда, когда ликвидировалась фабрика. Сразу сказал, что нас поддерживает и поможет материально. Сейчас мы готовим всю необходимую документацию. Наша мастерская вполне сможет обеспечить инструментами всю Беларусь. Но нам очень нужна поддержка, чтобы люди могли спокойно заниматься производством.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter