В борьбе с собственным "эго"

Кто читал детективные истории про Ниро Вульфа, должен помнить его разговор со своим подчиненным, сыщиком Арчи.

Кто читал детективные истории про Ниро Вульфа, должен помнить его разговор со своим подчиненным, сыщиком Арчи.

— Арчи, ты должен это сделать! – внушает шеф, имея в виду поступок, несколько не вписывающийся в общепринятые нормы.

— Не могу, шеф, — твердо отвечает неотразимый Арчи.

— Почему же, мой мальчик?

— Эго не позволяет…

«Эго» — по латыни «я», внутренний голос. По-дагестански – «намус». По-русски – «совесть».

Всевышний наделил всех нас этим тормозом на пути к неблаговидным делам, индикатором в ситуации «можно-нельзя», иммунитетом от аморального.

Но часто ли мы прибегаем к услугам этого защитного барьера? Прислушиваемся ли к внутреннему голосу? За-глядываем ли в себя, когда остаемся наедине?

Человек – существо исключительно изобретательное. Не только в поисках тайн Вселенной, собственного генома или атомного ядра. Человек проявляет чудеса изобретательности, когда ему нужно избежать контакта с «эго», когда он хочет переступить через свою совесть и сделать что-то нехорошее. Вот и придумал один циник афоризм: «Если нельзя, но очень хочется, то можно…»

Как это делается? Да каким угодно образом!

Сейчас только ленивый не совершает хаджа. А то и по несколько раз. Это хорошо. Люди компенсируют то, что нельзя было сделать при предыдущей власти. Но есть некоторые ограничения для человека, который прибавил к своему имени почетный титул – «хаджи». К примеру, ему нельзя употреблять спиртное. Но если очень хочется? Мда… Однако голь на выдумку хитра.

Вот и спрашивает у меня как-то только что прибывший из паломничества приятель:

— Что это за такой продукт, который мусульманину сначала можно употреблять, потом нельзя, а потом снова можно?

Я долго ломал голову, но так и не отгадал этот ребус.

— Виноград! – самодовольно сообщил мне новоиспеченный хаджи.

— ?

— Виноград можно есть? Можно. А вино из него? Нельзя. А уксус из вина? Можно! – торжественно объявил он и налил мне напитка.

Действительно, вино было кисловато, но на мозги действовало, как ему подобает действовать.

Этот случай, скажем, из сферы казусов. Но «эго» порой остается невостребованным, когда человек принимает серьезные решения, прямо скажем, судьбоносные. Вы угадали: я имею в виду решения политические.

Скажем, три весьма неуважаемых мною человека: Ельцин, Кравчук и Шушкевич, как-то за граненым стаканом водки в белорусских Вискулях, вопреки итогам Всесоюзного референдума, решили подписать приговор союзу. Они тогда заглянули в себя, послушали, что изрекает оттуда «эго»? Наверняка, нет! Почему я так уверенно это заявляю? Потому что совесть обойти в принципе невозможно, всевышний такой ее сотворил. «Эго» вездесуще и бессмертно. Оно умирает только вместе со своим хозяином.

Правда, по мнению нашего постоянного автора профессора-медика С. Сафарова, все же есть один способ уйти от суда совести – сойти с ума. Но откуда такое счастье тем троим собутыльникам из Беловежской пущи?..

Сегодня в стране нехватка жилья, денег, доброкачественных продуктов и лекарств, современных технологий. Но есть вещи и пострашнее: коррупция. По-разному можно относиться к Владимиру Ленину, останки которого кинорежиссер Никита Михалков вот-вот собственноручно вынесет из Мавзолея. Но в одном вождь мирового пролетариата был прав: «Государство, пораженное коррупцией, нежизнеспособно…» Почему? Потому что ни один закон в таком государстве не работает. Любой закон можно обойти, вложив мзду в «мохнатую лапу».

Тогда возникает вопрос: у «мохнатой лапы» «эго» есть? Есть. Но ведь вы уже знаете: очень хочется! Почему очень хочется? Да потому, что так поступают все безнаказанные «мохнатые лапы» рангом повыше по всей стране, и за это фактически никто не наказан. Как тут не вспомнить того же Владимира Ильича, говорившего, что «наказание за любое преступление должно быть неотвратимо». И за то, что украл из магазина кусок колбасы, и за то, что из государственной казны – миллионы. Но кто мне сегодня назовет хотя бы одного сидящего за решеткой взяточника? Или сидевшего?

Кто-то, может быть, думает, что те, от кого зависит выполнение правила Жеглова-Высоцкого: «вор должен сидеть», не заглядывают в себя, не слышат страстного шепота «эго». Отнюдь! У них внутренний голос аж охрип от протестного вопля. Но ничего не могут с собой поделать. Что может сделать одно звено в длинной и тяжелой якорной цепи? Только следовать за якорем вместе с другими звеньями туда, в глубину.

Дай-то Бог, чтобы у капитана нашего корабля, дающего команду: «Якорь за борт!», «эго» устояло, даже если ему очень хочется поднять и сохранить этот ржавый балластный якорь со сгнившей уже цепью.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter