В Большом театре Беларуси прошел показ балета «Иван Грозный» в исполнении артистов Большого театра России

Гастроли Большого театра России в Большом театре Беларуси начались 22 ноября с показа оперы «Царская невеста». Вчера гастроли продолжились показом балета «Иван Грозный» – одним из самых известных балетов в постановке Юрия Григоровича.  

Фото: Большой театр оперы и балета Беларуси

Светлана Захарова, балерина Большого театра России, народная артистка Российской Федерации, исполнительница партии жены Ивана Грозного Анастасии уверена, что «Иван Грозный» – один из величайших спектаклей, поставленных хореографом Юрием Григоровичем:

Мне посчастливилось танцевать во многих его спектаклях. И каждая роль, которую он создавал, очень значимая и интересна для артиста.   

Артистка призналась, что когда узнала, что будут гастроли в Минск, посчитала за честь приехать сюда и показать свою Анастасию:

14 лет назад мы приезжали и показывали «Лебединое озеро». Это был незабываемый для меня спектакль. Потрясающая публика, удобная, хорошая сцена. Чуть-чуть меньше, чем сцена Большого театра России. Но мы вчера репетировали, адаптировались немного, привыкли.

По словам Светланы Захаровой, балет «Иван Грозный» – один из самых ярких и значимых спектаклей, которые очень часто ставят в Большом театре России:

Его редко вывозят за границу. Потому что более популярны такие спектакли как «Спартак» или «Лебединое озеро», так как они визитные карточки Большого театра. А это все же наша история, история России. Она более понятна людям, которые живут в ней, и странам, которые близки к нашей стране. В спектакле есть жуткие кадры и моменты. До сих пор, когда я смотрю его, мурашки бегут. Настолько ярко и красиво, и правильно представлен Иван Грозный в этом спектакле. И здесь помогает гениальная музыка Прокофьева. Люблю этот спектакль. Он сложный, но, тем не менее, публика всегда на него очень тепло реагирует.

Фото: Большой театр оперы и балета Беларуси

Говоря об образе своей героини, артистка отмечает, что информации об этом историческом персонаже очень мало:

Это действительно супруга Ивана Грозного, первая, которую он очень любил. После нее, после ее отравления, у него их было еще очень много. Но эта женщина могла как-то Ивана Грозного держать в рамках. И ее вера в Бога, любовь к царю в этом спектакле идут лейтмотивом. Хотелось узнать о ней побольше, но написано мало. Поэтому образ для себя я определила. А дальше уже хореография Юрия Григоровича, а также стилистика – положение рук, головы. Это все передает ее образ. Главные ее качества – терпение, любовь и сострадание. Это и жена, и друг, и очень близкий человек. Я ее вижу такой. Она была выбрана царем, она служила ему и России.

Артемий Беляков, премьер балета Большого театра России, исполнитель партии царя Ивана IV, на минской сцене танцевал впервые:

Конечно, есть нюансы и особенности сцены, отличаются пропорции. В глубину места меньше, чем в Большом театре России, а в ширину, мне показалось, места вполне достаточно. Все было отрепетировано и проверено.

Артист отметил, что рад тому факту, что в Беларусь привезли именно этот спектакль:

Были различные идеи, предполагались и другие постановки. И взять такой сложнейший спектакль – и для постановочной части, и для оркестра, и для нас, артистов, – это значит взять самое лучшее. Спасибо тому, кто это сделал.

Говоря об образе своего персонажа, Артемий Беляков подчеркнул:

Балет – танцевальный вид искусства. У нас есть определенные условности. И, естественно, в балете для определения характера и образа героя преобладающая всегда музыка. Невозможно абсолютно достоверно и объективно передать не только Ивана Грозного, но и других персонажей. Такая личность как Иван IV – спорная и неоднозначная… В литературе его образ до конца не раскрыт. И исторически еще не сделано никаких определенных выводов. А то, что Юрий Николаевич Григорович сделал на сцене, – это размышления на тему его внутренней жизни, его духовные переломы, отдельные изображения и картины из его жизни.

Фото: Большой театр оперы и балета Беларуси

Артист отмечает, что в этом спектакле от начала и до конца сложно все:

Во-первых, то, как все построено режиссерски: у Ивана Грозного постоянно меняется характер на сцене – из темпераментного, резкого, агрессивного в лирический, молитвенный. Это и сложные актерские переходы, и физические: ты практически все время находишься на сцене. Не успеваешь ни выдохнуть, ни прийти в себя.

Денис Родькин, премьер балета Большого театра России, исполнитель партии князя Курбского, считает выбор спектакля «Иван Грозный» для минской сцены идеальным:

У Беларуси и России тесно связанная история. Я думаю, белорусский народ так же, как и русский, поймет этот спектакль не только головой, но и сердцем. Его важно смотреть именно так. Потому что в нем собраны практически все человеческие качества: и любовь, и предательство, и зависть, и ненависть. Скажу честно, когда этот балет шел на сцене Парижской оперы и его танцевали артисты из Гранд Опера, этот спектакль совсем не прозвучал так, как он должен прозвучать. Его там особо не поняли. Но при этом были восхищены масштабом. А белорусский народ, я думаю, оценит не только масштаб, но и душу этого спектакля.








Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter