Концерн «Белгоспищепром» прорабатывает проекты для увеличения доли своего присутствия на азиатских рынках

«В ближайшее десятилетие Азия будет главным драйвером мирового спроса на продовольствие»

За годы независимости в стране сформировался мощный сектор сельского хозяйства и пищевой промышленности. Сегодня мы способны обеспечить себя качественным продовольствием и накормить соседей. Однако в рамках доктрины национальной продовольственной безопасности до 2030 года страна выходит на новый уровень решения связанных с этим вопросом задач. Для этого требуется обеспечить высокое качество питания для населения, еще большую востребованность белорусской продукции на внешних направлениях, а также углубить интеграцию в мировой продовольственный рынок. О том, как реализуются ключевые параметры стратегии в «Белгоспищепроме»,  «Р» рассказал председатель концерна Анатолий Бубен.

Особое место на полке

Согласно доктрине национальной продовольственной безопасности страны,  объем отечественной продукции на полках магазинов должен составлять не менее 85 процентов. Над достижением данного показателя долгое время работают многие предприятия Беларуси. Концерн «Белгоспищепром» также вносит существенный вклад. И по отдельным товарным позициям превышает установленный процент.

— Например, за девять месяцев этого года доля отечественного сахара в продажах составила 99,5 процента, — акцентирует внимание Анатолий Бубен.


Однако поле для деятельности в этом вопросе еще остается большим. Это ярко выражено на примере растительных масел, которые традиционно относятся к товарам критического импорта. Масел, произведенных в Беларуси, на полках 15,2 процента. Поэтому сейчас концерн продолжает планомерную работу с торговыми сетями, а также запустил масштабный социальный проект «Рапсовое масло на столе — здоровье всей семье!»

— В результате активного продвижения рапсового масла на внутреннем рынке Беларуси за десять месяцев 2021-го объем реализации его населению вырос в девять раз по сравнению с прошлым годом и составил 2,8 тысячи тонн, — рассказал председатель концерна.

Занять заметное место на полках магазинов отечественной продукции помогает то, что в стране ей доверяют. На имидж, по словам Анатолия Бубена, эффективно работает соблюдение производителем всех необходимых требований, что гарантирует высокий уровень качества и вкусовых характеристик. Это всегда подтверждается как наградами от экспертов на международных выставках и дегустационных конкурсах, так и отзывами самих покупателей.

При этом концерн уделяет немалое внимание активному продвижению продукции на внутреннем рынке. Так, в октябре в Минске состоялся первый Национальный форум пищевой промышленности FООD PROM:

— А в конце ноября мы провели уже второе мероприятие, на этот раз в Борисове. Те отзывы, которые мы получили от организаций торговли и производителей, позволяют считать работу форума успешной.

Инвестиции в будущее

Сейчас в концерне в рамках программы по импортозамещению реализуются инвестиционные проекты по техническому перевооружению и модернизации организаций кондитерской отрасли.

Глава концерна рассказал, что на ОАО «Красный пищевик» ведется работа по созданию производства сахарных кондитерских изделий: базовых видов мармелада — на желатине, пектине, агаре и каррагинане, а также инновационной продукции — мармелада с витаминами и диабетического мармелада для людей, предпочитающих низкоуглеводные продукты питания. Полностью реализовать проект и выйти на промышленные объемы выпуска мягких жевательных конфет с жидкой начинкой планируется в начале 2022-го.

— Внедряются и инновационные разработки ученых, в частности, Научно-практического центра Национальной академии наук по продовольствию. На СП ОАО «Спартак» освоили выпуск импортозамещающих видов батончиков, обогащенных фруктовыми добавками, в том числе пригодных для детского питания. На предприятии открыты также линии по производству вафельных конфет и батончиков с упаковочным оборудованием, — акцентирует Анатолий Бубен.

Продукция «Белгоспищепрома» занимает заметное место на полках магазинов страны и имеет высокий спрос.
Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Расширить ассортимент сладкой продукции позволил запуск новых линий на предприятиях кондитерской отрасли. На ОАО «Красный Мозырянин» — по производству пастилы и многослойных мармеладов, ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» — сдобного печенья, СОАО «Коммунарка» — шоколадных изделий методом холодной штамповки. На бобруйском предприятии ОАО «Красный пищевик» реализован проект по созданию линии глазированного зефира. На УП «Красный пищевик — Славгород» запущен производственный участок по розливу меда с ежегодным объемом переработки до 300 тонн. Качественное сырье предприятие получает с собственной пасеки.

В целом же, по словам Анатолия Бубена, мероприятия по модернизации позволили значительно улучшить качество и ассортимент выпускаемой продукции, снизить затраты на ее производство и повысить конкурентоспособность.

Азиатский вектор диверсификации

Говоря о работе на внешних рынках, Анатолий Бубен обратил внимание, что российское направление является для концерна традиционным и выгодным по логистике. Оно не требует разработки особых линеек продукции, замены рецептур, как, например, на азиатских рынках. У нас общий рынок, одинаковые технические регламенты. Однако российское производство тоже не стоит на месте — запущено много федеральных программ, направленных на импортозамещение:

— И мы, в свою очередь, двигаемся дальше и диверсифицируем свои поставки, ежегодно снижая долю российского рынка в общем экспорте на 3—4 процента. В 2020-м мы экспортировали продукцию в 72 страны мира.

Так, в странах Азии с учетом роста населения, доходов и продолжающейся урбанизации местные производители не смогут закрывать постоянно увеличивающиеся потребности. По словам Анатолия Бубена, в ближайшее десятилетие Азия будет главным драйвером мирового спроса на продовольствие. Как следствие, для белорусских производителей шире открываются экспортные возможности и появляются новые ниши.

Председатель концерна обратил внимание, что отечественные продукты питания экспортируются практически во все страны азиатского региона. При этом максимальные усилия в концерне направили на укрепление своих позиций в Юго-Восточной части Азиатского региона:

— Китайский рынок, конечно, является для нас одним из важнейших векторов для развития торгово-экономических отношений. И только за период с 2016 по 2020 год наш экспорт в данном направлении вырос в десять раз. Флагманами продаж являются сахар, кондитерские изделия: шоколад, шоколадные конфеты, печенье. Также в числе главных позиций — крепкие спиртные напитки, рапсовое масло.

Также наиболее перспективные для концерна рынки для экспорта кондитерской, масложировой, пивоваренной, алкогольной продукции — Сингапур, Южная Корея, Япония, Вьетнам, Таиланд:

— Большая часть Азии — это европоориентированное население, но с собственной культурой, традициями и оригинальными вкусовыми предпочтениями. Поэтому перед нами стоит задача не только произвести качественный белорусский продукт, соответствующий государственному стандарту пищевой безопасности этих стран, но и добавить в него уникальность традиционного вкуса.

В качестве примера Анатолий Бубен привел китайские и японские традиции, которые, в отличие от европейских, подразумевают наличие в кондитерских изделиях не ярко выраженного сладкого вкуса. В связи с этим организациями концерна разработаны рецептуры изделий, адаптированных под данного потребителя: выпущена линейка шоколадных конфет с низким содержанием сахара, разработан ассортимент шоколада без сахара. Специально для китайского рынка были разработаны рецептуры водки с содержанием спирта 69 и 77 процентов.

— Мы не останавливаемся на достигнутом и планируем в 2022 году, если эпидемиологическая обстановка в мире нам поспособствует, принять участие в пяти крупнейших международных выставках в странах Азии — во Вьетнаме, Индии, Китае, Сингапуре и Японии, — заключил Анатолий Бубен.

kryzhevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter