В Белорусской государственной филармонии разыграли мистерию «Война и мир. Очищение»

«Спектакль, перформанс, действо, светодейство вне границ и времени», —как сказали о нем сами организаторы.
Откуда-то взялся эпиграф: «Мир слеп. Война видит многое…» 


Впрочем, действо было не о войне и мире, а о смерти и бессмертии, о вере, надежде и любви. О том, о чем надлежит думать в православную Страстную пятницу, которая нынче совпала с 33-летием аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

Я еще помню времена, когда годовщина Чернобыля всякий год отмечалась реквиемом. Но постепенно обычай угас. 
Тем пронзительнее прозвучала эта мистерия, то ли составленная, то ли почти целиком сочиненная двумя Ольгами — Подгайской и Янум. 

Было сказано, что одну из частей — «We are still alive» («Мы по-прежнему живы») на стихи Уистана Хью Одена в переводе на белорусский Виталя Рыжкова, посвященную памяти жертв Холокоста, сочинила именно Ольга Подгайская. Но впечатление, что все 80 минут этой потрясающей музыки написаны одним и тем же пером и переслоены стихами Анатоля Вертинского, Анатолия Балутенко и бог знает каких еще поэтов — может быть, хормейстера-постановщика Ольги Янум или режиссера Елены Медяковой.

И никакого оркестра, а только Заслуженный коллектив Республики Беларусь Государственная академическая хоровая капелла им. Г. Ширмы, которая под руководством Ольги Янум обрела новую жизнь и новое звучание — остросовременное, глубокое, страстное, пронимающее до слез. И три изумительных инструменталиста — саксофонист Павел Казак, скрипач Олег Яцына, виолончелист Алексей Афанасьев. Их инструменты говорили, пели, рыдали на всех языках — живых и мертвых. И Сергей Килессо, читавший стихи и евангельские тексты. И балет «Альтана» под руководством Анны Корзик, с пронзительной точностью воплотивший музыку в пластике человеческого тела. 
Своя пластическая линия была и у хора — еще один убедительный шаг к хоровому театру. 

А в итоге получилось незабываемое художественное событие, настоящий белорусский реквием, какого еще у нас не было. Не просто «вечер премьер и самой тонкой музыки», а настоящее погружение в вечность, очистительное путешествие в мир духа, озаренный светом любви. 

— Мы специально сделали такой проект, — сказала напоследок Ольга Янум. - Это не концерт, а состояние души. Это раздумья о вечных ценностях, в первую очередь, о любви. О том, чего нам не хватает, чего мы в суете не замечаем. Мечта о тишине — о том, чтобы остановиться и прислушаться. Тем более, что день сегодня многозначительный — день распятия Христа по православному календарю и, конечно же, память жертв Чернобыля.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter