В Белгосфилармонии состоялся концерт «Мастерам народной песни посвящается»

— Символично, что мы собрались сегодня в этом зале, где с 1963 года — с самого первого дня, когда открылась филармония — репетировала Государственная академическая хоровая капелла, — говорит художественный руководитель Белорусской государственной филармонии, председатель президиума Белорусского союза музыкальных деятелей, заслуженный артист Республики Беларусь, профессор Юрий Гильдюк.

Выступает концертный хор «Клавиши» ДМШИ №13 г. Минска. Хормейстер Елена Грозова.

Да, в Малом зале имени Ширмы, где проходил концерт, совместно организованный Министерством культуры Республики Беларусь, Белгосфилармонией и Белорусским союзом музыкальных деятелей, вплоть до ремонта 2000-х годов было царство хора. Кажется, прислушаешься — и ты услышишь под сводами зала их голоса. Голос Ширмы. Голос Ровдо. Могучий, слитный, звонкий, вдохновляющий голос хора.

— Я горжусь тем, что знал всех этих людей, — продолжает свою мысль Юрий Гильдюк, и каждый в зале знает, о ком он.

Три имени, три столпа, три народных артиста — Григорий Ширма, Виктор Ровдо, Михаил Дриневский. И четвертый в этом ряду — Геннадий Цитович, автор грандиозной «Антологии белорусской народной песни» и создатель Государственного народного хора. Все они покинули нас, но продолжают быть рядом.

Свидетельством тому — два песенных сборника, которые были представлены общественности как раз на этом концерте. Звуковая антология «Павей, ветрык, павей» (составитель — доцент Белорусской академии музыки Инесса Бодяко) и нотный сборник хоровых обработок Дриневского «Як пайду я дарогаю» (составитель — хормейстер Вероника Линко).

Выступает студенческий хор Белорусской академии музыки. Хормейстер Инесса Бодяко.

Оба сборника — дань учителям и результат огромного труда. И если нотный сборник предназначен исключительно для профессионалов, то звуковая антология — это 56 звучащих песен, собранных сто лет назад Григорием Ширмой. К каждой песне прилагаются слова, так что можно их и слушать, и петь, причащаясь самых глубин народной души.

Наше время — в каком-то смысле очень непростое, а в каком-то, наоборот, самое благоприятное для народного искусства. За последние десятилетия разительно изменился сельский быт, в деревню пришло телевидение, радио, интернет. Казалось бы, народная песня должна была уйти в небытие. Но нет, сами люди при клубах создают фольклорные ансамбли, возрождают забытые песни и обряды.

Обострился интерес к народной песне и у горожан. Это наш ответ нашествию чужой и зачастую уродливой западной культуры. Много внимания уделяют народной песне и в Академии наук, и в Академии музыки, и в Белорусской филармонии, и в творческих союзах, и в органах власти в центре и на местах.

Причем песня интересна самая разная — и аутентичный обрядовый фольклор, и песенная лирика, и обработки, и композиторское творчество, уходящее корнями в народную культуру.

И все эти разновидности песен звучали, дополняя друг друга, на концертной эстраде. Не было только того, о чем язвительно и горько сказал однажды Михаил Дриневский:

— Меня очень обижает, когда наши композиторы или недокомпозиторы берут народную песню и так ее перелицовывают, что и не узнаешь.

Порадовала звучанием и мужская группа Национального академического народного хора имени Г. И. Цитовича, и студенческий хор Белорусской государственной академии музыки под руководством Инессы Бодяко, и концертный хор «Клавиши» Детской музыкальной школы искусств №13 г. Минска под управлением Елены Грозовой, и заслуженный коллектив Республики Беларусь Государственная академическая хоровая капелла имени Г. Ширмы со своим художественным руководителем Ольгой Янум.

На сцене Государственная академическая хоровая капелла имени Ширмы. Художественный руководитель Ольга Янум.

И, конечно же, изумительный фольклорный ансамбль «Арлея» Минского государственного музыкального колледжа имени М.И. Глинки под управлением Вероники Линко. Девушки в красивейших национальных костюмах, поющие, танцующие, ярко чувствующие национальный стиль. В отдельных номерах им очень удачно помогал инструментальный ансамбль.

Выступает фольклорный ансамбль «Арлея» МГМК им. М.И. Глинки. Хормейстер Вероника Линко.

А завершился концерт вдохновенным исполнением песни Игоря Лученка на слова Янки Купалы «Спадчына». Пели все — и дети из школы искусств, и девушки из «Арлеи», и взрослые певцы, и публика в зале. Пели, словно покоряясь неведомой силе, истово, со слезами на глазах, с предельным ощущением того, как сильно, светло и непоколебимо наше единство, наша любовь к Родине, наша преданность друг другу и стране. Собственно, это и есть хор.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter