В Беларуси расширен перечень несчастных случаев на производстве, которые вправе расследовать наниматель

В Беларуси внесены дополнения и изменения в Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Такое решение содержится в постановлении Совета Министров от 14 августа 2013 года №712, официально опубликованном на Национальном правовом интернет-портале. Оно вступает в силу с 17 сентября текущего года, сообщает корреспондент БЕЛТА.

В Беларуси внесены дополнения и изменения в Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Такое решение содержится в постановлении Совета Министров от 14 августа 2013 года №712, официально опубликованном на Национальном правовом интернет-портале. Оно вступает в силу с 17 сентября текущего года, сообщает корреспондент БЕЛТА.

Как отметил первый заместитель директора Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Александр Семич, постановление Совмина принято с учетом анализа сложившейся практики проведения расследований несчастных случаев на производстве, а также в соответствии с требованиями указа №202 "Об образовании Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь" и Директивы №4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" по снижению контрольной (надзорной) нагрузки на хозяйствующие субъекты и приданию этой деятельности преимущественно профилактического характера.

 Александр Семич подчеркнул, что постановлением №712 расширен перечень случаев, в которых департамент может делегировать нанимателю право самостоятельно провести расследование несчастного случая. В этот перечень включены транспортные происшествия (в 2012 году при данных обстоятельствах произошло 55 несчастных случаев со смертельными и тяжелыми исходами и только в 6 случаях была установлена вина нанимателя); случаи передвижения по ровной поверхности или по стационарным лестницам (соответственно 85 и 12); случаи разбойных нападений на работника посторонних лиц (9 и 0); случаи укуса работников дикими животными, насекомыми и поражения молнией (13 и 2).

 По словам собеседника, реализация данной нормы несет ряд преимуществ. Во-первых, это не ущемит социальные права работников, поскольку размер страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не зависит от способа проведения расследования несчастного случая. Все материалы расследований, проводимых нанимателем, направляются госинспектору труда, который имеет право вернуть их на дорасследование. Кроме того, в случае несогласия потерпевшего или лица, представляющего его интересы, с результатами расследования несчастного случая, проведенного нанимателем, они могут его обжаловать в департаменте, после чего - в суде.

 Во-вторых, это снизит надзорную нагрузку на нанимателя. Ведь наниматель обязан создать лицам, занятым расследованием несчастного случая на производстве, необходимые условия для работы, предоставить помещение, средства связи, транспорт, средства индивидуальной защиты; за счет собственных средств обеспечивать выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов или экспертов, проведение фото-, видеосъемки места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем; оплачивать иные расходы, связанные с проведением расследования несчастного случая на производстве. В случае же проведения расследования самостоятельно нанимателем эти расходы будут минимизированы или их удастся избежать.

 В-третьих, в случае принятия в подобных ситуациях решения о делегировании права расследования несчастного случая на производстве нанимателю государственный инспектор труда сможет использовать высвободившееся время для выполнения мероприятий, направленных на профилактику производственного травматизма (проведение мониторингов, проверок и т.д.). Кстати, в 2012 году было проведено 142 специальных расследования подобных происшествий, в которых не была установлена вина нанимателя и на которые государственными инспекторами труда было затрачено 2130 человеко-дней.

 Ранее действующей редакцией правил было предусмотрено, что если происшедший несчастный случай с тяжелым или смертельным исходом обусловлен исключительно состоянием здоровья потерпевшего, то решение о проведении спецрасследования данного случая либо расследования его нанимателем принимает руководитель территориального структурного подразделения Департамента государственной инспекции труда, информируя о принятом решении профсоюз (иной представительный орган работников). "Спецрасследование проводится госинспектором труда с участием уполномоченных представителей нанимателя, профсоюза (иного представительного органа работников), вышестоящей организации (местного исполнительного и распорядительного органа) в течение 15 рабочих дней (минимальный срок проведения таких специальных расследований), - пояснил Александр Семич. - Вместе с тем, расследование проводится нанимателем в течение 3 рабочих дней и не требует участия представителей департамента и вышестоящей организации. При этом при несчастных случаях, обусловленных исключительно состоянием здоровья, вина нанимателя не устанавливается. Так, в прошлом году при данных обстоятельствах произошло 6 несчастных случаев со смертельным и 9 с тяжелым исходом, ни в одном из которых вина нанимателя установлена не была".

 В соответствии с Законом Республики Беларусь "Об охране труда" республиканские органы госуправления, иные госорганизации, подчиненные правительству, осуществляют анализ причин производственного травматизма в подчиненных им организациях, а местные исполнительные и распорядительные органы - в организациях, расположенных на подведомственной территории. Вместе с тем, ранее действующая редакция правил не предполагала информирование организацией республиканской формы собственности местного исполнительного и распорядительного органа о происшедшем несчастном случае на производстве, который подлежит специальному расследованию. Теперь постановлением Совмина закреплена норма об обязательном информировании любой организацией местного исполнительного и распорядительного органа, на подведомственной территории которого данная организация расположена, о подобных происшествиях.

БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости