В Беларуси построили и испытывают суперсовременный комбайн

Суперкомбайн набирает вес. Бункерный

От постановки Президентом страны задачи по созданию машины мирового класса до ее полевых испытаний прошло меньше года.


Коротко об истории вопроса. 18 августа 2017 года Александр Лукашенко побывал на пшеничном поле ОАО «Александрийское» Шкловского района, где ему продемонстрировали комбайн КЗС-1624-1, который занимал тогда верхнюю ступеньку модельного ряда «Гомсельмаша». Президент предложил испытать агрегат на ходу, проверить его в условиях реальной эксплуатации.


Через четыре дня на совещании с руководством экономического блока Александр Лукашенко заявил о необходимости создания суперкомбайна, который будет превосходить импортные аналоги:

«Еще одно направление в «Гомсельмаше» — создать суперкомбайн, который будет превосходить импортные аналоги. Я не буду раскрывать все секреты, но такие задумки и уже конкретные наработки у конструкторов есть».

Что же, сегодня со всей ответственностью можно сказать: действительно, конкретные наработки и задумки у них были. Более того, воплотились в металле за считанные месяцы, и уже в начале июня КЗС-2124 впервые был представлен на «Белагро-2018» широкой публике.

Первое впечатление — строгая красота и мощь. Девятиметровая жатка. Пропускная способность — 24 тонны зерна в час. То что надо для уборки хлебов с урожайностью свыше 60 центнеров с гектара, а у нас, напомню, урожаи и в сто центнеров на круг уже не редкость. Словом, по всем параметрам машина ничуть не хуже, чем комбайны от мировых производителей. И вполне может обойти их — стоимость нашего комбайна много ниже.


Как скоро это сбудется, сбудется ли вообще, когда и какими партиями КЗС-2124 пойдет в серию, решается сегодня. В ОАО «Туровщина» Житковичского района. Здесь на высокоурожайных, но и труднодоступных полях и проходят его испытания.

Доставили его в ОАО в минувшую субботу, для чего понадобилось сразу три грузовика — для корпуса, жатки и колес. День ушел на то, чтобы собрать, настроить технику, а с минувшего понедельника комбайн в одном строю с пятью штатными убирает поля в отделении «Озераны», а это более 2700 гектаров пшеницы и ячменя. И уже видно, что по производительности оставляет их далеко позади:

— Вот уж действительно суперкомбайн. Идет как пишет, хотя почвы здесь те еще. И пока наш КЗС-1218 намолачивает двенадцать тонн, опытный образец — в два раза больше, что для нас очень весомо, — делится первыми впечатлениями агроном Виталий Саскевич— Вот только оптимальную скорость определим. Сейчас она около трех километров в час. Разогнать бы до шести и посмотреть, будут ли потери зерна. Если нет, темп уборки возрастет как минимум в два раза.


Директор «Туровщины» Иван Середа рассказал, что согласились взять КЗС в хозяйство на испытания, чтобы самим проверить, как он поведет себя в реальных условиях, покажет ли свое превосходство над другими, в том числе и импортными, машинами. Возможно, если аграрии-практики сойдутся во мнении, что эта машина то что надо, суперкомбайн впоследствии арендуют или выкупят. Конечно, нынешняя урожайность в 50 центнеров с гектара для «Туровщины» скорее исключение, чем правило, но и этого немало, чтобы комбайн смог раскрыть свой потенциал по производительности. Тем более что жатва еще только начинается, а на лучших участках урожайность в прошлые годы доходила и до 70 центнеров с гектара.

На мостике КЗС-2124 пока что водитель-испытатель «Гомсельмаша» Евгений Коновалов. Он уже намолотил 90 тонн и успел провести первое занятие по управлению машиной с местными механизаторами. Уверен, что они смогут научиться работать без трудностей: «Овладение навыками приходит практически с первого раза, хотя внутри много автоматики — управление жаткой, мотовило». Водитель-испытатель пробудет в хозяйстве, пока не закончится уборочная.


За основу машины нового класса взят КЗС-1624, но отличия и в компоновке, и во многом другом значительные. Автопилот ведет машину сам, механизатору лишь нужно разворачиваться. Но, к примеру, ни с того ни с сего взять и выйти во время движения из кабины не получится: система сразу заблокирует колеса. Модель относится к классу «люкс», комфортная. Шумоизоляционная кабина, внутри магнитола, холодильник, микроволновка, климат-контроль, спутниковая навигация.

Заведующий отделом научно-технического центра комбайностроения ОАО «Гомсельмаш» Игорь Мицура говорит, что КЗС-2124 — уже фактически товарная продукция, он прошел все этапы испытания на заводе. Еще две машины готовятся к ним в ОАО «Озерицкий-Агро» Смолевичского района и ОАО «Александрийское» Шкловского.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter