В Беларуси можно уже взять напрокат и автомобиль. С 6 марта введены в действие новые правила бытового обслуживания потребителей

По старым правилам мы жили 12 лет. Они были утверждены распоряжением Белорусского республиканского союза предприятий бытового обслуживания населения. Нынешние же утвердил Совет Министров Беларуси, что говорит о повышении их статуса. Изменения в данный документ внесены в связи с принятием нового Гражданского кодекса Республики Беларусь, новой редакции Закона “О защите прав потребителей”, появлением новых видов бытовых услуг, изменением целого ряда технических нормативных правовых актов (стандартов, технических условий). Впервые учтен опыт Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, оказывающих бытовые услуги.
Прокомментировать новые правила мы попросили главного юрисконсульта Белорусского государственного объединения организаций бытового обслуживания населения Екатерину ПОЗДНЯКОВУ.
— Екатерина Викторовна, что нового появилось в сфере оказания бытовых услуг населению?
— Принципиально новыми стали условия проката. Вещи напрокат теперь можно взять не только за наличный расчет, а также под поручительство или залог, но не больше чем на год. В качестве залога не может быть использован паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, — исполнитель может потребовать лишь предъявить их, как и справки о заработке, свидетельства о рождении граждан в возрасте 14—18 лет, имеющих письменное согласие родителей на получение вещи в прокат.
Впервые при наличии водительского удостоверения и талона к нему жителям Беларуси дается право взять в аренду механическое транспортное средство. Правда, его техническое состояние должно соответствовать требованиям безопасности дорожного движения и экологической безопасности.
При пользовании вещью более трех лет пункт проката вправе принять решение о продаже клиенту этой вещи.
В случае несвоевременного возврата предмета проката в дополнение к основной плате будет взыскана неустойка: один процент за каждый день просрочки. Если клиент не возвращает вещь вообще, то с него взыскивается ее стоимость по цене, существующей на момент взыскания на аналогичные товары в розничной торговле с учетом износа, платы за прокат за просроченное время и штрафа в размере 50 процентов оценочной стоимости. В случае нарушения пломбы прокатного предмета потребитель несет расходы и по проведению экспертизы.
Новыми являются также некоторые требования к информации об исполнителе и характере оказываемых услуг. Так, на предприятиях бытового обслуживания должен быть не только прейскурант цен, но и информация о льготах, о временной приостановке работы с указанием причины и на какой срок, у персонала должны иметься нагрудные знаки с названием организации и фамилией конкретного исполнителя. По первому же требованию заказчика ему должны предоставить книгу замечаний и предложений, а также Закон “О защите прав потребителей” (или ознакомить с ним).
При оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств в случае обнаружения механиком дополнительных неисправностей в автомобиле, влияющих на безопасность эксплуатации, он обязан проинформировать о них владельца и предложить их устранить. Если потребитель с этим не согласен, то исполнитель обязан сделать отметку в документе, подтверждающем заказ: “Механическое транспортное средство имеет неисправности, угрожающие безопасности движения”. В мастерских по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту металлических изделий следует знать, что заказчику обязаны возвратить все замененные дефектные узлы, блоки, модули и другие детали. В ювелирной мастерской потребителю должны не только все грамотно записать в документах с указанием недостатков принятого в ремонт драгметалла или камня, но также указать нормативные потери и расход материала, отметить, достаточно ли их по количеству и возможны ли остатки. Мастер вправе с согласия клиента оставить у себя неиспользованный драгоценный металл, но весом не более 0,3 грамма, оплатив его стоимость по расчетной цене, утвержденной Минфином. В то же время есть перечень драгметаллов, орденов и медалей, не принимаемых в переработку. При пошиве и ремонте меховых и кожаных изделий сдаваемые полуфабрикаты и шкурки помечаются в присутствии заказчика. При сдаче на выделку пушного и мехового сырья, шубной овчины они не должны иметь следов крови, грязи на волосяном покрове, прирези жира на коже.
— Правда ли, что ужесточились требования к парикмахерским?
— Правда, это сделано для того, чтобы уменьшить количество жалоб на их работу. Так, сначала мастер должен выяснить, на какую парфюмерию у клиента аллергия, и только потом делать ее выбор. При окраске волос или химической завивке работник парикмахерской обязан сделать потребителю кожную пробу на повышенную чувствительность к используемым средствам. Парикмахер может и отказать клиенту в услуге, если имеются открытые раны, сыпь, пятна, шелушения на коже, изменения ногтей, волос, признаки алкогольного, наркотического или токсического опьянения, если он одет в верхнюю или грязную одежду, а также ребенку, обслуживание которого требует насильственного удержания в кресле.
— Смогут ли нам теперь, как и раньше, навязывать бытовые услуги? Так, обувной мастер, к примеру, мог, не спрашивая клиента, дополнительно поставить набойки на обувь, сданную в мастерскую для другого ремонта. И, согласно статье 37 Закона “О защите прав потребителей”, заказчик был обязан оплатить в полном объеме оказанную исполнителем бытовую услугу.
— Исполнителю теперь запрещено оказывать дополнительные платные услуги потребителю без его согласия.
 При оказании фотоуслуг запрещено определять минимальное количество снимков и без согласия заказчика разрезать проявленную фотопленку.
— Возрастет ли ответственность за качество выполнения услуг?
— Исполнитель обязан своевременно, подчеркиваю, в письменной форме предупреждать заказчика об обнаружении непригодности или недоброкачественности переданного заказчиком материала или изделия, о возможных неблагоприятных последствиях и иных, зависящих от потребителя обстоятельствах, которые могут снизить качество услуги или сделать невозможным ее выполнение в срок. И до получения от клиента письменных указаний приостановить оказание услуги. Но если мастер несвоевременно приступил к выполнению услуги, а значит, не успевает к сроку именно по этой причине, то у вас есть право отказаться от услуги, потребовав возврата уплаченного аванса и возмещения убытков.
Говоря о качестве, особо следует обратить внимание на услуги химчисток и крашение изделий. В случае отсутствия на изделии маркировочной ленты с символами и неясности насчет вида обработки заказ может быть принят без гарантии качества, о чем делается письменная отметка. Однако тогда заказчик не сможет предъявить претензии к качеству услуги, что клиенты не всегда понимают.
При обслуживании в прачечных клиенту следует иметь в виду, что в случае опоздания к установленному времени стирки более чем на 15 минут он к стирке допущен не будет. Более того, уплаченная сумма не возвращается, новая дата и время не устанавливаются. Но об этом исполнитель должен проинформировать клиента.
— Екатерина Викторовна, на чьей стороне новые правила бытового обслуживания населения?
— Конечно, на стороне потребителя. Прежде всего потому, что в них установлены предельные надбавки к ценам на бытовые услуги в зависимости от видов обслуживания. И по ряду других причин, о которых я здесь говорила.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter