В активном развитии промышленности, среднего и малого бизнеса у сельхозпроизводителей есть свой интерес

В ДЗЕРЖИНСКОМ районе убыточных сельхозорганизаций нет. Были три проблемные, в свое время переданные столичным инвесторам и райагросервису. Вести дело «на два фронта» у них не получилось, и в прошлом году сельскохозяйственные филиалы решено было закрепить за более успешными агроменеджерами, тем более что для развития ряду хозяйств требуются дополнительные земли. Этот факт еще раз подтверждает: у агробизнеса свои особенности, без учета которых на успех рассчитывать сложно. Председатель Дзержинского райисполкома Николай АРТЮШКЕВИЧ хорошо знает это. Сам прошел путь от бригадира, председателя колхоза на Случчине до начальника райсельхозпрода, а потом и руководителя Солигорского района. В 2006 году назначен на должность председателя Дзержинского райисполкома. За шесть лет район из «середняков» вышел в лидеры по сельхозпроизводству. К примеру, по итогам прошлого года занимает четвертое место в республике и третье — в столичной области по производству молока.

Председатель Дзержинского райисполкома Николай Артюшкевич – об особенностях и секретах экономической стабильности района

В ДЗЕРЖИНСКОМ районе убыточных сельхозорганизаций нет. Были три проблемные, в свое время переданные столичным инвесторам и райагросервису. Вести дело «на два фронта» у них не получилось, и в прошлом году сельскохозяйственные филиалы решено было закрепить за более успешными агроменеджерами, тем более что для развития ряду хозяйств требуются дополнительные земли. Этот факт еще раз подтверждает: у агробизнеса свои особенности, без учета которых на успех рассчитывать сложно. Председатель Дзержинского райисполкома Николай АРТЮШКЕВИЧ хорошо знает это. Сам прошел путь от бригадира, председателя колхоза на Случчине до начальника райсельхозпрода, а потом и руководителя Солигорского района. В 2006 году назначен на должность председателя Дзержинского райисполкома. За шесть лет район из «середняков» вышел в лидеры по сельхозпроизводству. К примеру, по итогам прошлого года занимает четвертое место в республике и третье — в столичной области по производству молока.

— Николай Иванович, что было первоочередным шесть лет назад и как со временем поменялись приоритеты в развитии района?

— Шесть лет назад новоселья жители Дзержинска, Фаниполя ждали 15 лет. Сейчас квартиры получают те, кто стал на очередь в 2011 году. Когда пришел в район, в некоторых СПК зарплату не выплачивали месяцами. Я сразу же предупредил руководителей: хотите работать, ищите возможности зарабатывать деньги. В прошлом году у трех хозяйств на банковских депозитах находилось от 3 до 5 миллиардов рублей. Эти средства пошли на реконструкцию молочно-товарных ферм.

Но самое главное — район стал бездотационным.

Строительству жилья по-прежнему уделяется первостепенное внимание. Расширяются города Дзержинск и Фаниполь, близлежащие сельские населенные пункты. Минчане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, хотят у нас строиться. Очередь по Фанипольскому сельсовету составляет более 300 человек. Причем около 700 земельных  участков здесь уже было выделено. Все они распределены. Земля и впредь будет выделяться под индивидуальное строительство.

В 2013 году в районе предстоит ввести в строй 76 тысяч квадратных метров жилья, и мы выходим на этот объем. Кстати, уже три года назад имели такой же показатель по жилищному строительству, но в связи с кризисом план нам уменьшили, хотя мы его и перевыполнили.

— А как решается квартирный вопрос на селе?

— По программе развития села до 2010 года каждое хозяйство должно было возводить не менее 5 домов ежегодно. Сейчас вводится ровно столько, сколько необходимо. На селе жилья хватает. А в крупных хозяйствах, таких как «Крутогорье-Петковичи», «Путчино», филиалы агрокомбината «Дзержинский», ежегодно вводится не менее 10 квартир. Как правило, в сельских населенных пунктах «облюбовали» двухэтажные 12-квартирные дома, экономичные в плане обеспечения коммуникациями, содержания и обслуживания их в дальнейшем. Ведь сегодня не так много сельчан желают держать подсобное хозяйство, и они с удовольствием заселяются в такое жилье.

Как видите, земля у нас востребована. По области самая высокая плотность скота в нашем районе. Соответственно, необходимы сельхозугодья и для создания кормовой базы, и для выращивания товарной растениеводческой продукции. Вовлекаем в оборот пустыри, восстанавливаем мелиорированные гектары. Пока кормами своими обходимся. В расчете на 1 условную голову в прошлом сезоне заготовили по 36 центнеров кормовых единиц, в том числе 28 центнеров травянистых кормов. В начале нынешнего года даже продавали сенаж и силос соседним районам. Нынче на условную голову с первого укоса заготовили меньше. Придется поднажать в следующих. Ведь поголовье КРС увеличилось: только молочных коров стало больше на 356 голов. К тому же плохо перезимовали клевера. Их пришлось перепахать и пересеять площади однолетними культурами. Увеличили площади под кукурузу. В любом случае до конца года ситуация по кормообеспечению выравняется.

— Сельскохозяйственные угодья сокращаются, город «наступает», множатся бизнес-структуры, предлагающие более высокую заработную плату… Как выжить в таких условиях сельскому хозяйству?

— Альтернативы интенсивному пути развития нет. Только он приводит к более высокой рентабельности. За счет повышения урожайности, продуктивности животных, внедрения новых технологий мы планируем обеспечить как выполнение доведенных прогнозных показателей, так и увеличение объемов сельскохозяйственной продукции. За 5 месяцев ее произведено на 416, 3 миллиарда рублей, или 104 процента к соответствующему периоду прошлого года. По полугодию должны выйти на 104,5 процента.

Дальнейшее развитие невозможно без высокой производительности труда каждого работающего в сельском хозяйстве. Шестидесяти тысяч долларов выручки в расчете на одного занятого, думаю, достигнем в ближайшем будущем. Сейчас уже производим продукции на 20 тысяч долларов. Проведена серьезная реконструкция и техническое перевооружение в животноводческой отрасли. Полностью введены в эксплуатацию 4 МТФ, еще на восьми введены первые пусковые комплексы. Начато строительство 2 новых ферм на 600 голов каждая в ОАО «Крутогорье-Петковичи» и ОАО «Октябрьская революция». В результате модернизации животноводческих объектов возрастет нагрузка на одного оператора машинного доения в 3—4 раза, а соответственно, и отдача от него. Вот и считайте. В растениеводстве производительность труда вырастет за счет энергонасыщенной техники и широкозахватных агрегатов. Есть резервы и в повышении качества производимой продукции. Продажа молока сортом «экстра» составила в прошлом году 40,4 процента,  товарность — 91,8 при нормативе 92 процента.

 И то, что развивается промышленность, малый и средний бизнес, для села тоже хорошо. Они пополняют бюджет. А мы имеем возможность, к примеру, помогать при реконструкции и строительстве новых животноводческих ферм тем хозяйствам, которые забрали от инвесторов и где сложная финансовая ситуация.

Власть должна постоянно думать и о создании новых рабочих мест. Это также один из наших приоритетов. На территории района было три наиболее проблемных промышленных предприятия — Дзержинский мотороремонтный завод, завод «Агромаш» и Дзержинский опытно-механический. Нашли на эти предприятия инвесторов.  На мотороремонтном налажено производство насосов-дозаторов. Там установлено новейшее оборудование. Переоборудуется и бывший завод «Агромаш», который насит название ОАО «Амкодор-Дзержинск».

Опытно-механический будет передан в коммунальную собственность и для него найдем инвестора.

— Вы так говорите, будто инвесторы выстраиваются в очередь…

— Мы недалеко от Минска, поэтому не целая очередь, но желающие есть. Сегодня в работе 24 инвестпроекта в различной стадии готовности.

— А кто строит оптово-розничный склад овощной продукции? И что он даст для сельхозпроизводителей?

— Такой склад будет не один. Например, подписан инвестиционный договор с ЧУП «Кожухарь» о строительстве многофункционального плодоовощного оптово-розничного центра в Дзержинске. Совместное белорусско-турецкое предприятие оборудует складские помещения, рассчитанные на хранение овощей, ягод, фруктов, а также логистический центр и транспортный цех для обеспечения витаминной продукцией торговых предприятий как республики, так и стран зарубежья.

А для сельскохозяйственных организаций района сами оборудовали современное хранилище на 10 тысяч тонн, передали его ОАО «Крутогорье-Петковичи». Практически там может храниться весь картофель, который выращивается в общественном секторе. Всю зиму можно фасовать клубни и торговать этой продукцией.  Есть и плодохранилище в агрокомбинате «Дзержинский». Рядом с ним в филиале «Правда» заложили 200 гектаров сада. В районе садоводством занимаются и фермерские хозяйства, где выращиваются яблоки и саженцы плодовых деревьев, различных ягодных кустов, декоративных насаждений.

Намерены дальше развивать птицеводство. Хотя и не такими темпами. Ведь начиная с 2004 года по 2012 агрокомбинат «Дзержинский» увеличил объемы производства мяса птицы с 12 до 50 тысяч тонн. За 5 месяцев на 6 процентов возросла реализация скота и птицы на убой, в том числе КРС — на 11,3, свиней — на 2, птицы — на 5,7 процента.

— Стоит ли наращивать объемы, к примеру, той же свинины, если нет сбыта?

— Любая продукция востребована на рынке. И если ее выращивать, соблюдая технологию, то получишь рентабельность. Всегда на плаву многоотраслевые хозяйства, у которых есть средства вести расширенное производство: сегодня не пошло мясо — выручит молоко. И так далее.

— Насколько ощутили сельхозпроизводители вступление России в ВТО?

— Объемы экспорта в начале года уменьшились. Но уже наблюдается некоторая стабилизация поставок. Производителям надо учитывать, что только 30 процентов продукции реализуется на внутреннем рынке, все остальное надо продавать за рубеж. Мы на европейском уровне по потреблению на душу населения многих видов продовольствия, поэтому необходимо иметь другие рынки сбыта, заранее просчитывать их, получать сертификацию. В том числе и на азиатский регион. В пример можно поставить агрокомбинат «Дзержинский», получивший сертификат «Халяль». Помимо того, что халяльная продукция не должна содержать ГМО, химических добавок и ненатуральных красителей и компонентов, к ней есть и ряд других специфических требований. Скажем, когда производится убой птицы для поставки в исламскую страну, оттуда приезжают  представители, совершают молебен и следят, чтобы процесс умерщвления проходил по определенным правилам. Потенциальным поставщикам необходимо знать многие нюансы. А мировой рынок халяльной продукции демонстрирует бурный рост. В том числе в немусульманских странах. Например, во Франции, в некоторых регионах России. Так, совсем недавно Таджикистан официально ввел стандарты и нормативы пищевой продукции «Халяль».

— Николай Иванович, нельзя не отметить, что в последние два года в Дзержинском районе есть естественный прирост населения.

— Я думаю, это самый достоверный индикатор стабильности. У людей есть работа, зарплата, с которой можно не только прожить, но и планировать крупные приобретения, перспектива получения жилья, созданы условия для учебы детей. Кстати, отдел образования Дзержинского райисполкома постоянно занимает первые места в областном соревновании. Больше, чем в других районах, у нас победителей олимпиадного движения. Растет и количество выпускников. Оптимизацию учреждений образования мы продумали на несколько лет вперед, и те школы, в которых предвиделось увеличение количества учеников, максимально стремились оставить — не рубили с плеча. Например, некоторые сельские учреждения образования переводили в начальные, а сейчас опять вернули на уровень базовых. Будет школа — деревня будет жить.

Елена КЛИМОВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter