Семья ремесленников предпочла мегаполису маленькую деревню в Лоевском районе и создает необычные керамические изделия

Узоры из мешка с приданым

Сергей ДОБРОВОЛЬСКИЙ — классический самоучка. Городской житель после окончания школы с архитектурно-художественным уклоном в Речице долгие годы занимался творчеством. Самостоятельно изучал технологию гончарного дела, пробовал изготавливать, обжигать глину.


– ВСЕ постигал постепенно. Когда-то в Минске даже в рекламе работал. Стоял за верстаком, вырезал и клеил огромные буквы, через какое-то время стал дизайнером «наружки», — вспоминает Сергей. — Город надоел: выходишь из подъезда — собачий помет, машины припаркованы на тротуарах, на остановке — постоянный поток транспорта. Всегда мечтал жить в деревне. И тут мне встретилась Настя, мой настоящий единомышленник.

Мечта жить в сельской местности стала общей. Ребята бросили работу в столице и переехали к родственникам Сергея в Речицу, потом купили домик на берегу Днепра в самой глубинке Гомельщины, в деревне Казимировка. Там нет ни магазина, ни садика, ни школы. Зато места на редкость живописные, отрада души.

В 2016 году судьба свела Сергея Добровольского с гончаром Кириллом Кравцовым из «Арт-вёскі Чырвоны Кастрычнiк», что в Речицком районе. Он-то и научил парня всем техническим премудростям гончарного дела: как жечь, сушить и даже продавать.

Супруги зарегистрировались как ремесленники. Воспользовались Госпрограммой поддержки самозанятости: написали жизнеспособный бизнес-план и получили субсидию.

— На эти деньги купили токарный и шлифовальный станки, электролобзик для деревообработки. По минимуму приобрели приспособления для работы с глиной — дрель, шуруповерт, миксер, — рассказывает Сергей.


А вот гончарный круг он сделал сам. Говорит, на японский, который стоит около 1400 рублей, денег не было:

— Пришлось выкручиваться. Тут попросил, там позаимствовал. Знакомый токарь выточил круг. Двигатель от стиральной машины использовал. Очень экономично: делаешь горшок, а электроэнергии уходит немного, как будто белье стираешь. А ведь сначала все делали руками — это было раз в пять дольше.

Сегодня в небольшой мастерской гончара есть все, что нужно для работы: гончарный круг, пара столов, стеллаж для сушки и хранения готовых изделий. На полках аккуратно стоят тарелки, миски, кружки, чайники, кувшины… К слову, двух одинаковых вещей здесь не найти. Сергей потоку предпочитает полет фантазии:

— Мы называемся «Творчая майстэрня «Жывое», поскольку заранее дизайн не разрабатываем. Просто беру кусок глины, а дальше руки сами делают. Реализовывать игру воображения помогает мешок с «приданым» — полотенцами, кофтами, просто кусками ткани. Прикладываешь с силой к полусухой глиняной тарелке, скажем, салфетку с вышивкой крестиком — получается красивый оттиск узора. Это уже Настино изобретение. А если воспользоваться старой ажурной вязки кофточкой, то поверхность покроется мелкой клеточкой.


Сергей Добровольский охотно делится, как добиться игры цвета без красок и глазури:

— После первого обжига изделие можно окунуть в молоко. Чем оно жирнее, тем насыщеннее потом оттенок. Молоко проникает в поры, а при повторном обжиге сворачивается и темнеет. А вообще, чем больше операций пройдет посуда, тем приятнее ее потом брать в руки. И, кстати, после двух обжигов она довольно прочная.

Основные места продаж — ярмарки. На одном из фестивалей в Лиде у гончаров за шесть часов раскупили все. Отдают свою продукцию также в магазины и галереи искусств. Их отправляют в минскую галерею «Славутыя майстры», но пока туда не добрались: как только появляется объем продукции, тут же куда-то расходится. Есть индивидуальные заказы. Как-то для эксперимента сделали масленку, оказалось, в ней масло совсем по-другому хранится, не желтеет.

На каждом изделии мастеров — фирменное клеймо, две слитые вместе буквы «Н» — Настя и Никитич (так с детства называют Сергея друзья). Такое вот переплетение увлечений и двух судеб.

Глиняные изделия семьи Добровольских в прошлом году стали брендом Речицкого района. Цель Сергея — творчество, самовыражение:

— Конечно, с таким подходом много не заработаешь, зато у меня остается право на вдохновение. У нас есть постоянные клиенты, которые ценят мое творчество. Они периодически звонят, делают заказы. Когда люди берут в руки мою глиняную посуду, они чувствуют, что она экологичная, греет душу и радует глаз. Она легкая и теплая.

Сергей убежден, что среди гончаров нет конкуренции. У каждого своя душа и свой взгляд, манера исполнения.

Прощаясь с интересными людьми, спрашиваю:

— Не жалеете, что переехали из города в деревню?

— Нет. Во-первых, мы перестали болеть, а во-вторых, обрели душевное спокойствие, что немаловажно. Когда приезжаешь в город, там такая суета! Думаешь: зачем вообще из деревни выехал? А здесь как будто вне времени.

vakulich@sb.by

Фото из архива семьи Добровольских
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter