Уже уходишь, лето?

Этим летом гостил у друга детства на даче. Между Бобруйском и Жлобином, но ближе к первому. После неспешной баньки с веничком и пивком, как водится, сели за стол. Прямо в саду, у стеклянных теплиц и котлована для будущего бассейна с фонтаном...

Даже  самым  изысканным  сувенирам  она  предпочитала  дорогие  подарки,  заказанные...  собой 

В минувшую среду был Хлебный Спас. А еще до этого – Медовый и  Яблочный. Август в этом году, на мой взгляд, очень красноречиво и богато итожил очередное лето.  Нет, ничего не изменилось на календаре: август и в прошлом году, и в 1957-м подводил черту под уходящей порой. Но кто из вас помнит именно такой третий месяц лета? Кто возьмет на себя смелость отрицать, что подобного мы уже не видели давно, и очень давно? То-то же… Дело синоптиков и статистиков сравнивать по векам и эпохам одноименные тридцатидневки, шокировать обывателя рекордами температур,  цифрами урожаев и географией отпускных поездок. Я же не об этом. А только, собственно, о том, что лето ушло. Ушло, в принципе, незаметно. Как его и не бывало. Впрочем, так ли уж незаметно?.. 

Этим летом гостил у друга детства на даче. Между Бобруйском и Жлобином, но ближе к первому. После неспешной баньки с веничком и пивком, как водится, сели за стол. Прямо в саду, у стеклянных теплиц и котлована для будущего бассейна с фонтаном. Уютно и комфортно, что кажется, больше и ничего не надо в жизни. Пусть даже пока и без фонтана. И хорошо, что его не было, хорошо, что не журчала под боком вечно убегающая куда-то вода. Не хотелось и здесь никуда спешить, тем более что за столом мы говорили о времени. А оно, как известно многим, порой в своем неудержимом беге куда стремительнее воды. 

Одна из гостей Александра Павловича, хозяина дачи, и рассказала поучительную историю, которая, как выяснилось позже, непосредственно касалась поднятой темы. А на первый взгляд… 

Они дружили еще со студенческих времен. Судьба распорядилась так, что Варвара, наша рассказчица, устроила свою жизнь и сейчас счастлива в браке и семье, у нее в столице интересная к тому же и работа. Алевтина же путем долгих и многоходовых комбинаций в свое время оказалась за границей вместе с дочкой, и там у нее тоже все прилично обустроилось. И даже более чем! Любимая работа, заботливый и небедный муж, полный мебельный «фарш» в домашних апартаментах в кредит под небольшой, как там водится, процент. В той стране, видите ли, если у тебя надежная работа,  имеешь все и сегодня. В последнее время каждый год, как правило летом, Алевтина наведывает родные места в глубокой белорусской провинции, встречается с подругами. Вот и с Варварой они по традиции интересно проводили время, гуляя по городу и ужиная в небольших, но очень уютных ресторанчиках. Их дружба, подвергнутая испытаниям границами и расстояниями, наоборот окрепла и приобрела прочный светский оттенок. 

Была у них и особая традиция. Как, пожалуй, и у всех подруг, которые одиннадцать месяцев в году изливают свои чувства в Интернете, а на двенадцатый проводят полдня вместе, строго готовясь к этому моменту и так же строго следя за протоколом, где все – от нарядов до словесных экспромтов – продумано заранее. Традиция эта – обмениваться во время встречи подарками. В предпоследнее лето их светской тусовки Алевтина рассказала Варваре, что она увлеклась коллекционированием предметов фарфорового сервиза с громким мировым именем. Точнее, объявила об этом еще при виртуальной переписке незадолго до их встречи. Надо ли говорить, что Варвара деликатный намек и очень уместную тогда подсказку подруги поняла и вручила ей со своей стороны соответствующую вкусам чашку с блюдцем. Необходимой фирмы, разумеется. Вкус Алевтины она оценила по достоинству: подобные дорогущие сервизы видела у многих крутых бизнесменов и артистов… 

В прошедшем августе они встречались снова. Сценарий — почти  тот же, подготовка — почти протокольная. Правда, вкрался в него и один непридуманный экспромт: Варвара купила на сей раз тоже оригинальный, но другой подарок, хотя знала, что подруга свой любимый сервиз еще не собрала по частям. 

В ресторане, в перерыве между увлекательной беседой, посвященной прежде всего нарядам заграничной гостьи, они обменялись подарками. Алевтина с удивлением, похоже, для себя открыв, что «упакована» белорусская подруга тоже во все фирменное, вручила все-таки Варваре пару нарядов на определенных, льготных условиях, получив взамен элегантный сувенир. Назавтра, когда Варвара позвонила ей, чтобы уточнить эти самые условия, подруга в чисто западной манере откровенно и холодно сказала: 

— Ты знаешь, я не люблю сувениры, я ожидала, что ты подаришь мне предмет из сервиза, а поскольку ты подарила  не то, что я ожидала, а то, что мне совершенно не нужно, мои условия будут совершенно другие. И ты можешь забрать свой подарок обратно… 

У потрясенной Варвары нашлось мужество ответить на подобную меркантильность и бесцеремонность: 

— Если тебе не понравился мой подарок, выбрось его в урну или отдай первому прохожему. А наряды, сколько бы недорого они не стоили, мне не подошли… 

Назавтра она не поехала в аэропорт провожать Алевтину, как это было всегда. А спустя день отвезла и отдала ее родственникам полученный в ресторане презент... 

Когда Варвара свой рассказ закончила, Александр Павлович не удержался от вопроса: «Ну и причем же здесь тема  быстротекущего времени?» 

— Как причем! Время само идет быстро, но еще быстрее меняет людей. Время и обстоятельства, разумеется. И знаете, если бы не это, мне тоже было бы очень жаль уходящего лета… 

После такого резюме все принялись обсуждать, кому еще и чем запомнилось это лето. А Александр Павлович и вовсе разворошил воспоминаниями давно и не очень минувшие дни, когда мы были молодыми и «чушь прекрасную несли». В основном несли мы ее с ним в традиционные встречи-отпуска, как правило летом. Чего только не вспомнили. А кажется, все это было вчера… 

Словом, сегодня у лета последний день. Более того, по народному календарю вчера уже положено начало листопаду. Немножко грустно. Хотя впереди романтическое бабье лето, за ним — унылая, очей очарованья пора. Жаль, конечно, что уходишь, лето! Но не зря же говорят: не бывает плохих пор года, бывает мало… хороших людей. Будем жить воспоминаниями о встречах именно с ними. 

В один из августовских дней я стоял на высоком мосту и глядел в воду. Стремительное течение уносило вперед тонны воды. И в эту реку, как и во все другие, нельзя было войти дважды… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter