Календарь и традиции

Уже не осень, еще не зима

Календарь и традиции

11 ноября - вспоминают преподобномученицу Анастасию Римляныню.


14 ноября - день святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана.


С 11 ноября в крестьянских хозяйствах начинали стричь овечек. Делали это дважды в год - весной и осенью. Вторая, осенняя, стрижка как раз и выпадала на "Настусю". Шерсть, состриженная в это время, считалась лучшей, ведь животное всю весну и лето выгуливалось на вольном воздухе да на зеленой травке. Овца также играла заметную роль в культовой обрядности, символизируя жертвенность и страдания. А в народной традиции она считалась символом молчания и покорности, выступала жертвенным агнцем. Еще древние греки приносили в жертву богине Деметре только что состриженную овечью шерсть. Вообще, культовое значение овечьей шерсти, шерстяным ниткам придавали многие народы. У славян, в том числе белорусов, овечья шерсть символизировала благополучие, достаток, богатство. Она использовалась в лечебной практике. При лечении рожистых воспалений народные целители обвязывали пораженную часть тела красной шерстяной ниткой, часто сложенной втрое. В белорусских сказках, чтобы призвать "чудесного коня", сжигали шерсть трех цветов: черную, серую и рыжую.


Кроме того, этот день в народе признавался как "прысвятак млынароў" - мельников. Мельник был человеком особым, его почитание всегда сочеталось еще и с некоторым опасением и даже страхом. Обычно мельник жил где-то на отшибе, что порождало разного рода представления о его связи с некими особыми силами, умении договариваться с ветром и водой... Шептались, что он вроде бы водится и с нечистью. И живность у мельника казалась особенной, включая всегда хорошо упитанного кота, которому "на зерне" мышей хватало. При прежнем климате с этого дня мороз мог уже и реки подернуть льдом, смерзалась поверхность земли, поэтому у мельника работа прекращалась. По "прысвятку млынароў" высчитывали погоду на целые сезоны: так, дождь и разводье обещали к Рождеству гололед и на следующий год дождливое лето. Еще, по многолетним народным наблюдениям, именно в этот день медведь укладывался в берлогу, переворачивался на другой бок он уже только на "грамнiцы".


14 ноября - день Кузьмы и Демьяна. В крестьянских хозяйствах вовсю шла молотьба зерна, что требовало большой затраты сил. Люди верили, что Кузьма с Демьяном не только сами помогают труженикам, но и привлекают для того святых, чьи дни идут следом.


Природа все еще никак не может определиться с погодой: за окном и не осень, и не зима, когда то морозец, то оттепель. Такие чередования образно "схвачены" в поговорке: "Кузьма зямлю закуе, а Мiхал раскуе ды яшчэ вады прыбавiць". Но сковывал землю Кузьма мастерски - не зря он да Демьян считались покровителями кузнецов. Кузнечное дело в Беларуси славилось "з прадвеку вечнага". От кузнеца зависело, какими окажутся "гаспадарчыя прылады", как покажут себя в работе. Недаром еще и в начале ХХ века на территории нынешнего Червенского района для кузнеца собирали дань натурой - "асянiну".


И нельзя не вспомнить нашего, наверное, самого знаменитого кузнеца - Павлюка Багрима родом из деревни Крошин Новогрудского уезда (теперь Барановичский район). Кузнечному ремеслу он учился у своего отца, знатного мастера, и сам его даже превзошел. А еще Павлюк Багрим писал стихи, за "вольнодумство" которых его сдали в солдаты на 25 лет. Но крепкий духом поэт выдюжил. И встал в Крошине на место отца в кузнице. Выковал Павлюк "жырандолю", что висит в костеле и поныне. Кто увидит ее - поймет: такое под силу только настоящему художнику, романтику и мастеру - бутоны распускающихся цветов и жаворонки в полете...


Советская Белоруссия №211 (24348). Суббота, 9 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter